Вертолет
Ми-24, был разработан в середине 1960-х гг. в качестве
многоцелевого боевого вертолета. Он появился из семейства машин Миль
Ми-8/Ми-14, имел внешнюю компоновку, как у своих предшественников, и
динамическую систему от Ми-8, но более тонкий фюзеляж, подходящий для
пушечного вертолета и вмещавший экипаж из четырех человек и восемь
экипированных солдат. Свободнонесущее высокорасположенное крыло имело
небольшой размах с большим отрицательным углом поперечного V. На каждой
консоли этого крыла могли размещаться различные варианты вооружения.
Введенный в эксплуатацию в 1973-74гг., вертолет первоначально был развернут
в Восточной Германии. Разработаны варианты вооруженного десантного,
противотанкового и вертолета сопровождения. Около 1500 вертолетов Ми-24,
серийно выпускавшихся с начала 1970-х гг., находятся сейчас в составе
авиации стран СНГ. Вертолет широко применялся во время войны в Афганистане,
а также участвовал в боевых действиях между Ираком и Ираном в начале 1980-х
гг. Ми-24 широко экспортировался и продолжает поставляться во многие страны.
К 1991г. было построено более 2300 машин. Рекорды Международной федерации
авиации (FAI), установленные экспериментальным вариантом А-10 вертолета
Ми-24, дают некоторое представление о его возможностях; так, например, 2
сентября 1978г. вертолет достиг скорости 368,4 км/час.
В состав оборудования входят - оптико-электронная (ТВ для низких уровней
освещенности) обзорно-прицельная система в правом и радиокомандная система
наведения ракет в левом носовых подфюзеляжных обтекателях, пушечный прицел
ПКВ или (на Ми-24В) ИЛС, приемник предупреждения о РЛ облучении, ИК система
создания помех "Липа", система опознавания госпринадлежности,
фотокинопулемет, контейнеры АСО-2 со 132 ЛЦ. Пилотажно-навигационное
оборудование включает систему автоматического управления полетом САУ-В24-1 с
автопилотом ВУАГ1-1 для автоматической стабилизации вертолета по крену,
курсу, тангажу, барометрической высоте и скорости полета. Имеются также
автоматические радиокомпасы АРК-15М и АРК-У2, доплеровский измеритель
скорости и угла сноса ДИСС-15Д, радиовысотомер РВ-5, комбинированная
курсовая система "Гребень-1". В состав приборного оборудования входят
командный пилотажный прибор ПКП-72М, указатель крена и тангажа УКТ-2,
радиомагнитный индикатор РМИ-2. Связная аппаратура включает командные УКВ
радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ радиостанцию "Карат",
самолетное переговорное устройство СПУ-8. Имеется бортовой регистратор
САРПП-12, для оповещения экипажа об аварийных ситуациях в полете установлена
аппаратура речевых сообщений РИ-65.
Модификации вертолета:
Ми-24 - кабина "верандой", вооружение: в носу - подвижная
пулеметная установка HУВ-1 c пулеметом А-12,7, блоки HУРС C-5 и 4 ПТУР 9М17
противотанкового комплекса "Фаланга-М" (внешне - это такие маленькие, с
довольно большим для такой ракеты крылом). Опытные машины.
Ми-24А - практически то же самое (немного удлиннена
кабина), только в серии. Построено около 250
машин. Часть выпущена в учебном варианте Ми-24У. От боевого
он отличался отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней
кабине летчика-инструктора были установлены полноценное
пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.
Ми-24Б - аналог Ми-24А, кроме вооружения - в носу стояла
подвижная пулеметная установка УСПУ-24 с высокотемпным пулеметом ЯКБ-12,7. В
серию не пошел из-за неудовлетворительного обзора из кабины.
Ми-24В - раздельные кабины, пулемет ЯКБ-12,7 и
противотанковый комплекс "Штурм-В". Однако из-за неготовности комплекса, под
который изначально создавался Ми-24, в серию пошел с комплексом "Фаланга-М"
под названием Ми-24Д (с 1973 г. Всего до 1977 г. построили
около 350 таких машин). Часть машин выпущена в варианте Ми-24ДУ,
с кабиной инструктора вместо оператора). Hа экспорт Ми-24Д поставлялся под
обозначением Ми-25. Собственно Ми-24В (в том варианте, в
котором он был задуман т.е. с комплексом "Штурм-В": до 8 ракет в длинных
цилиндрических контейнерах) пошел в серию c 1976 года (построено около 1000
машин, на экспорт шел под обозначением Ми-35).
Ми-24РХР - вариант (на основе Ми-24Д) радиохимической разведки с
концевыми крыльевыми узлами для размещения средств радиационной / химической
/ бактериологической разведки и со снятыми оптико-прицельной и
радиокомандной системами в носовых обтекателях.
Ми-24П - аналог Ми-24В, но с неподвижно установленной с
правого борта двухствольной пушкой ГШ-30 (два длинных ствола с коническими
насадками на концах). Пулемет и его прицельный комплекс сняты, поскольку
прицеливание осуществлялось самим вертолетом. В серии с 1981 года, построено
620 машин.
Ми-24ВП - то же, что и Ми-24В, но с подвижной установкой
HППУ-23 с двухствольной пушкой ГШ-23Л вместо пулемета ЯКБ-12,7. В серии был
с 1989 года.
Ми-24БМТ - минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все
вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и доп. топливный
бак. Сделан в единственном экземпляре (1974 год), в серии не был.
Ми-24Р - разведчик химической и радиационной обстановки на
базе Ми-24В. Оснащен контейнерами со спецоборудованием на подкрыльевых
пилонах и дистанционно управляемым экскаватором для взятия проб грунта.
Ми-24К - разведывательно-корректировочный вертолет для
сухопутных войск (также на базе Ми-24В).
Построено примерно по полторы сотни Ми-24Р и Ми-24К.
А-10 - специально облегченный бескрылый вариант Ми-24А для
рекордных полетов (1975 год). В единственном экземпляре.
Ми-24ПС - милицейский патрульно-спасательный вертолет.
Известно два варианта. Один - на базе Ми-24П и вооружен 30-мм неподвижной
пушкой ГШ-30К. Оснащен системой спутниковой связи и комплексом связи,
применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7,
громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в
носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может
транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения
десантирования на фюзеляже вертолета установлены поручни, захваты и зацепы
(одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также
бортовая лебедка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащен метеолокатором и
пулеметно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на
пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа
машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий
для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.
Ми-24ВМ - проект модернизации существующих Ми-24ВП с новым
РЭО, комплексом вооружения "Атака-В" + возможностью подвески ракет класса
"воздух-воздух" комплекса "Игла-В", рулевым винтом по типу Ми-28 и рядом
доработок по планеру.
Ми-24Л - вариант с отрицательным поперечным V крыла, на концах
которого расположены пилоны для подвески ракет, и с размещением (на
вертолетах позднего выпуска) рулевого винта слева по борту (вместо прежнего
правого размещения).
Ми-25 - экспортный вариант вертолета Ми-24Д.
Ми-35 - экспортный вариант Ми-24В.
Ми-35П - экспортный вариант Ми-24Д.
|