KA 52
Ка-52
"Аллигатор" является многоцелевым всепогодным боевым вертолетом. Он
предназначен для решения широкого круга боевых задач днем и ночью, в простых
и сложных погодных условиях с применением всех средств поражения своего
предшественника, а также ракетного оружия нового поколения. Это командирская
машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых
действий винтокрылых штурмовиков. Ка-52 может использоваться также в
качестве учебного варианта для подготовки и тренировки пилотов. Созданием, доводкой и проведением испытаний лично руководит генеральный конструктор, член-корреспондент РАН, Герой России Сергей Викторович Михеев. Впервые в воздух вертолет поднял заслуженный летчик-испытатель ОКБ А.Смирнов 25 июня 1997 года. Непосредственно за весь фронт работ по вертолету, оборудованию и вооружению отвечает главный конструктор Е.Сударев. Планер Ка-52, за исключением носовой части фюзеляжа, практически идентичен базовой "Черной акуле". Некоторые отличия в конструкции остальной части фюзеляжа обусловлены необходимостью размещения нового бортового оборудования. "Аллигатор" унаследовал без изменения несущую систему и силовую установку, подлежащую в дальнейшем модернизации в связи с установкой двигателей повышенной мощности. Основное внешнее отличие Ка-52 от своего предшественника заключается в носовой части фюзеляжа и двухместной кабине экипажа. Летчики в кабине размещаются рядом на катапультных креслах Ка-37-800: на левом - пилот, на правом - летчик-оператор или обучаемый. Кабина полностью забронирована. Броневая защита включает стальную броню, бронестекла, бронещитки, бронежилеты членов экипажа и в максимальной степени оптимизирована в части выполнения требований военных по обеспечению выживаемости экипажа при огневом противодействии. На Ка-52 установлен новый многофункциональный комплекс пилотирования, навигации, решения боевых задач и применения средств поражения круглосуточно в любых погодных условиях. Структурно комплекс представляет собой мультиплексную многоуровневую систему, объединенную на базе современной БЦВМ с большим объемом памяти и быстродействием. Все бортовое оборудование системы планера, приборы и датчики по функциональному признаку скомпонованы в системные блоки, которые, благодаря использованию пакета программ математического обеспечения, обмениваются необходимой информацией между собой и выдают ее для решения задач на другом, более высоком уровне. Комплекс на многофункциональных цветных индикаторах в удобном виде представляет в распоряжение экипажа необходимую информацию о параметрах полета, работе агрегатов и систем, а также о тактической обстановке с использованием принципа интеллектуальной поддержки. Все управление комплексом сосредоточено у каждого пилота на рычаге общего шага, ручке управления вертолетом и многофункциональном пульте. Необходимая прицельная и пилотажная информация для атаки целей выводится на широкоугольный коллиматорный авиационный индикатор, расположенный в верхней части приборной доски. Обзорно-поисковая и прицельная система Ка-52 обеспечивает круглосуточное и всепогодное обнаружение различных целей с помощью оптической, телевизионной, тепловизионной и радиолокационной аппаратуры. Подвижный шар оптико-электронной системы включает телевизионную (дневную) и тепловизионную системы поиска целей, лазерный дальномер-целеуказатель и пеленгатор лазерного пятна. Оптический канал с большой кратностью увеличения имеет бинокуляр на рабочем месте летчика-оператора и визитную поворотную головку в носовой части фюзеляжа. Аппаратура многофункциональной РЛС используется для пилотирования штурмовика на предельно малых высотах полета с огибанием рельефа местности, поиска наземных целей в сложных погодных условиях и применения по ним средств поражения, предупреждения о внешнем радиолокационном облучении и др. Обзорно-поисковая система и система управления оружием комплекса на базе современных БЦВМ адаптированы к быстрой модернизации арсенала средств поражения путем его увеличения, как за счет новых видов оружия, так и исключения некоторых из них при необходимости. Достигается это наращиванием или сокращением пакета программ математического обеспечения. Ка-52, по своей конструкции на 85% идентичный "Черной акуле", имеет ресурс несущей системы, силовой установки, агрегатов и систем планера значительно выше начально установленного значения на этап завершения госиспытаний. Что особенно важно, все системы и агрегаты носителя прошли полный установленный цикл лабораторных, стендовых, наземных и летных испытаний с осуществлением завершающего этапа - военной приемки. Заслуживает особого внимания тот факт, что на ОАО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им.Н.И.Сазыкина", выпускающем вертолеты Ка-50, завершена подготовка к серийному производству и "Аллигатора". Основное внимание, как испытателей, так и серийных производителей, уделяется доводке и освоению многофункционального бортового комплекса оборудования пятого поколения. В руководстве по летной эксплуатации опытного винтокрылого штурмовика Ка-52 уже имеется достаточно стандартных боевых маневров для успешного применения оружия, как по наземным, так и по воздушным целям. В их числе горки и пикирования, развороты и виражи, змейки и спирали, боевой разворот и разворот на горке и другие маневры. Все они испытаны и хорошо освоены летчиками-испытателями ОКБ, 929-го ГЛИЦ ВВС и Центра боевого применения и подготовки личного состава (ЦБП и ПЛС) армейской авиации. Уникальный плоский разворот Ка-52 в сочетании с перечисленными маневрами позволяет вертолету за кратчайшее время и в наименьшем объеме воздушного пространства занять выгодную атакующую позицию и выиграть дуэльную ситуацию у любого боевого вертолета с рулевым винтом. Указанные маневренные качества, высокие значения летных данных и простая техника пилотирования аэродинамически симметричного аппарата и определяют современный облик винтокрылой авиационной платформы для размещения высокоточного оружия. В ближайшие 10-15 лет вряд ли можно ожидать появления более приемлемой по совершенству авиационной платформы для боевого вертолета нового поколения. Кроме того, фирма "КА-МОВ" взыскательным военным заказчикам, как отечественным, так и зарубежным, может предложить на выбор два типа кабин экипажа винтокрылого штурмовика с расположением кресел пилотов рядом (бок о бок) или тандем. По оценкам военных ученых и практиков, сухопутные войска, оснащенные современной техникой, до 70% боевых задач решают днем, до 20 - ночью и до 10 - в сложных погодных условиях. Данное соотношение может меняться в ту или иную сторону в зависимости от различных факторов, в том числе и от характера местности. Например, ведение боевых действий в труднодоступной и горной местности, скорее всего, возможно в дневных условиях. В связи с этим и группировка боевых вертолетов должна располагать как дневными, так и всепогодными аппаратами. Самые дешевые - дневные винтокрылые боевые машины, наиболее дорогие -всепогодные. Всепогодные аппараты по боевой эффективности в светлое время суток и при нормальной метеорологической видимости будут мало отличаться от дневных винтокрылых машин и практически одинаково поражаться противником. Наличие разных видов боевых вертолетов в армейской авиации страны должно быть оптимизировано для достижения максимума по критерию "эффективность-стоимость". Ка-50 способен удачно дополнить всепогодный многофункциональный боевой винтокрылый штурмовик Ка-52 "Аллигатор". Группировка данных вертолетов будет максимально унифицирована в части сокращения затрат стоимости и времени на серийное производство, упрощение эксплуатации, обеспечения запасными частями и выполнения ремонта. У заказчика впервые появляется уникальная возможность выбора на базе одной совершенной авиационной платформы не только вариантов боевых вертолетов, но и их количественного соотношения. По мере освоения и приобретения опыта совместного применения Ка-50 и Ка-52, количество серийно выпускаемых аппаратов того или иного вида может безболезненно варьироваться, чтобы в наибольшей степени соответствовать постоянно развивающейся тактике применения армейской авиации.
|
|
Тактико-технические характеристики : |
|
|
Диаметр
главного винта, м |
- 14.50 |