ЯК 28
5 марта 1958г.
летчик-испытатель В. М. Волхов поднял в возврат новый сверхзвуковой
бомбардировщик “129” Он стал преемником самолетов ЯК-26 и ЯК-27Р. Для получения
более высокой сверхзвуковой скорости пришлось существенно изменить конструкцию
машины . Установили новые ТРД конструкции С. К. Туманского в гондолах
усовершенствованной аэродинамической формы. Воздухозаборники имели центральное
тело. Оно могло выдвигаться или убираться в зависимости от скорости набегающего
потока воздуха. Внутренние топливные баки вмещали 5540 кг топлива. Кроме того,
могли подвешиваться два подвесных бака, оснащенных системой одновременного
сброса. В процессе испытаний самолету присвоили наименование ЯК-28. Первая
серийная модель ЯК-28 оснащалась радиолокационным бомбовым прицелом РБП-Э. В
1960г. появились модификации ЯК-28И и ЯК-28Л. Первая оснащалась автономной
радиолокационной системой “Инициатива”, позволяющей обнаруживать цели самостоятельно.
Вторая - системой дистанционного наведения на цель по сигналам нескольких
наземных станций управления. Самостоятельно же выйти на цель бомбардировщик
ЯК-28Л не мог. В этом же году появился ЯК-28БИ. В отличии от ЯК-28И он имел
вместо пушки НР-23 новую, обладающую более высокой скорострельностью,
двуствольную пушку ГШ-23Я. В 19б3г. был создан фронтовой разведчик ЯК-28Р. Эта
машина заменила устаревшие самолеты ЯК-27Р и ИЛ-28Р. На базе ЯК-28Р сделали
самолет радиоэлектронной борьбы ЯК-28ПП. В 1960г. поднялся в воздух перехватчик
ЯК-28П. Он предназначался для перехвата воздушных целей на малых и средних
высотах в большом диапазоне скоростей днем и ночью при любой погоде. На
самолете была установлена новая система вооружения, состоящая из двух
управляемых ракет Р-30 (К-8М) и радиолокационной станции “Орел-Д”. Одна из
ракет оснащалась ИК ГСН, другая РЛС ГСН. По сравнению с перехватчиком СУ-9 эта
система была более совершенной и позволяла не только обнаруживать цель, но и
производить пуск ракет на значительно большем расстоянии до нее. Кроме того,
ЯК-28 обладал очень важным для перехватчика качеством - малой длиной разбега.
На самолете была предусмотрена подвеска пороховых стартовых ускорителей,
сбрасываемых после взлета. Для сокращения пробега при посадке из подфюзеляжного
хвостового гребня выпускалась штанга с датчиком касания земли, после чего сразу
же срабатывала система тормозных парашютов. Высокие взлетно-посадочные
характеристики машины позволяли строить аэродромы с укороченной полосой в
труднодоступных районах Крайнего Севера. ЯК-28П был самой массовой модификацией
самолета (больше 400 штук). Однако он официально на вооружение принят не был. В
процессе серийного производства перехватчик модернизировали. Новая модификация
самолета Я К-2ЯПМ имела улучшенную бортовую РЛС н четыре ракеты (две средней
дальности и две малой). В 19б1г. самолет ЯК-28П демонстрировался на авиационном
празднике в Тушило. В июле 19б7г. ЯК-28ПМ был представлен на авиационной
выставке в Домодедово. ЯК-28 находился в эксплуатации больше двадцати лет, и
состоял на вооружении только в СССР.
Размах крыла 13 м
Длина самолета 21.7 м
Высота самолета
Масса 15.7 - 18.4 т
Двигатели 2 ТРД Р-11АФ2-300
Тяга 2 х 5750 кгc
Потолок высоты 17 км
Максимальная скорость 1900 км/ч
Экипаж 2 человека
Вооружение двухствольная 23-мм пушка 2ГШ-23Я, 2 УР “воздух-воздух” К-13, 2 УР
Р-30
Дальность полета 2700 км
Год принятия на вооружение 1965