Работы по созданию межконтинентального (т е. способного,
взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться
обратно) самолета ў носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр
И95К (самолет ИВК) начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. В ходе
предварительных исследований для нового бомбардировщика рассматривались
различные варианты силовой установки ў ТРД, ТВД, их комбинации.
Окончательный выбор был остановлен на схеме с четырьмя турбовинтовыми
двигателями мощностью по 12.000ў15.000 л с. Самолет предполагалось оснастить
системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной
дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную дальность с
несколькими дозаправками ў 32.000 км.) На первом опытном экземпляре
бомбардировщика, самолете И95-1К, бьло решено установить четыре ТВД 2ТВ-2Ф
(4 х 12000 л с), на втором, И95-2К ў двигатели ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500
л с) Н.Д. Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика И95-1К состоялся 12 ноября 1952 г (командир
корабля ў А.Перелет). В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот самолет
потерпел катастрофу. Второй опытный самолет, И95-2К, совершил первый полет
16 февраля 1955 г (командир ў М Нюхтиков). В ходе государственных испытаний,
проводившихся в 1955ў1956 гг, на этой машине при взлетной массе 167 200 кг
была достигнута максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для самолетов с
винтовыми движителями) и практическая дальность (т. е дальность с АНЗ и
сбросом нормальной бомбовой нагрузки после преодоления половины маршрута) 15
040 км. Для сравнения, техническая (т.е. чисто расчетная, до полной
выработки топлива) дальность американского реактивного стратегического
бомбардировщика Боинг В-52В ИСтратофортрессК, также совершившего первый
полет в 1955 году и имевшего максимальную взлетную массу 190500 кг,
составляла 11 530 км, а максимальная скорость ў 957 км/ч. В августе 1955 г в
Куйбышеве был построен первый серийный бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от
самолета Ї95-2ю фюзеляжем, удлиненным на 2 м. Максимальная взлетная масса
серийных Ту-95 составляла 172 000 кг, а практическая дальность полета ў 12
100 км.
В 1957 году был начат серийный выпуск бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных
более мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и имевших максимальную
взлетную массу 182.000 кг. Скорость этих машин достигла 920 км/ч,
практическая дальность ў 13 200 км, а техническая дальность ў 16.750 км
(американский аналог В-52Е выпуска 1957 года имел максимальную взлетную
массу 204.100 кг, техническую дальность 12 300 км и максимальную скорость
960 км/ч). В 1955ў 1958 гг. в Куйбышеве на заводе П18 был построен 31
самолет Ту-95 и 19 ў Туў95М. В дальнейшем все бомбардировщики Ту-95 были
доработаны до уровня Ту-95М. Эти машины оставались в строю до середины 80-х
годов, после чего часть их была переоборудована в учебно-тренировочные
самолеты Ту-95У, использовавшиеся до начала 1990-х. Для военно-морского
флота в 1962 году был создан разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ, принятый на
вооружение в 1966 году (выпущено 53 самолета).
Для Дальней авиации в 1964 году создается стратегический разведывательный
самолет Ту-95РА с аппаратурой для ведения радиотехнической и фоторазведки.
Этот самолет стал первым из семейства ИдевяностопятыхК, получившим систему
дозаправки топливом в полете типа ИшлангўконусК. Четыре Ту-95МР
эксплуатировались до второй половины 80-х, после чего были переоборудованы в
учебные Ту-95У (в настоящее время утилизированы).
Еще на этапе проектирования самолета Ту-95 рассматривалась возможность
использования его в качестве носителя управляемых снарядов класса
ИвоздухўповерхностьК. 11 марта 1954 г. вышло совместное
партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ОКБ
А.Н.Туполева поручалось разработать на базе бомбардировщика Ту-95М
самолет-носитель Туў95К для ракетного комплекса К-20. Сверхзвуковая крылатая
ракета (КР) большой дальности Х-20, входящая в комплекс, разрабатывалась в
ОКБ А.Н. Микояна. Она размещалась под фюзеляжем самолета в полуутопленном
положении и предназначалась для поражения как наземных, так и морских целей.
Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 г., а 6 июня 1957 г. с
борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября 1960 г.
комплекс К-20 был принят на вооружение. Несколько раньше, в марте 1958-го, в
Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962
года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов было
доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины 80-х
годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а
остальные ў утилизировали.
Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К крупногабаритной ракеты привела к
уменьшению дальности (по сравнению с бомбардировщиком Ту-95М) на 2000 км. В
связи с этим в 1958 году было принято решение оснастить ракетоносцы системой
дозаправки топливом в полете типа ИшлангўконусК, уже отработанной на
стратегических бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева. 5 июля 1961 г начались
летные испытания самолета Ту-95КД, получившего штангу топливоприемника,
установленную в носовой части фюзеляжа, а также централизованную систему
наземной заправки топливом. В 1962 году начался серийный выпуск ракетоносцев
Ту-95КД (до 1965 года построено 23 самолета). Часть Ту-95К также была
доработана до уровня Ту-95КД.
В середине 60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20 и КД была проведена
модернизация БРЭО, после чего этим самолетам было присвоено обозначение
Ту-95КМ. Машины получили на вооружение усовершенствованную крылатую ракету
Х-20М с максимальной дальностью пуска 600 км.
В 1963 году в ОКБ A.H. Туполева начались поисковые работы по оснащению
Ту-95КМ ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей автономную систему
наведения и предназначенной для поражения авианосных ударных групп, а также
стационарных береговых целей. По ряду причин работы затянулись, и первый
переоборудованный самолет впервые поднялся в воздух лишь 30 октября 1973 г.
В 1981 году с Ту-95К-22 начались боевые пуски ракет, а в 1987 году комплекс
был официально принят на вооружение.
В начале 70-х годов на МКБ ИРадугаК под руководством генерального
конструктора И.С.Селезнева начались работы по созданию малогабаритных
стратегических авиационных крылатых ракет Х-55. В качестве носителя нового
оружия был предложен модернизированный вариант самолета Ту-142М, получивший
обозначение Ту-142МС (в формировании концепции этого комплекса значительный
вклад принадлежит ученым ЦАГИ). Первоначально Ту-142МС рассматривался в
качестве альтернативы более сложному и дорогостоящему многорежимному
бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР. В дальнейшем было принято
решение продолжать работы по программам параллельно.
Первоначально предполагалось оборудовать самолет двумя грузоотсеками, каждый
из которых должен был вмещать шесть КР на многопозиционных барабанных ПУ.
Однако сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объем
доработок заставили конструкторов ограничиться одним грузоотсеком на шесть
ракет. Бомбардировщик получил, также, усовершенствованные, более экономичные
двигатели НК-12МП с новым приводом более мощного генератора переменного
тока. Переоборудование серийного самолета Ту-142М в вариант Ту-95М-55,
предназначенный для отработки новых КР, началось в июле 1977 г. и
завершилось в июле 1978 г. 31 июля модернизированный самолет совершил первый
полет. В дальнейшем он активно использовался для испытаний КР. В 1978 г. на
ММЗ ИОпытК приступили к переоборудованию еще одного Ту-142М в полноценный
ракетоносец, оснащенный полным комплектом оборудования и вооружения. Работы
были завершены в сентябре 1979 г. Самолет, получивший обозначение Ту-95МС,
совершил первый полет в сентябре 1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец
запустили в серию на Таганрогском авиационном заводе, а в 1983 году его
производство было переведено в Куйбышев. Строились две модификации
бомбардировщика-ракетоносца ў Ту-95МС-6 с ракетным вооружением, размещенным
в грузоотсеке и на двух подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен 31
самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя подкрыльевыми узлами подвески (57
самолетов). Последний имел ряд отличий, в частности, вместо двух пушек АМ-23
было установлено две двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось изменению
кабинное приборное оборудование, улучшилась эргономика кабины и т.п. В
дальнейшем, в соответствии с условиями российско-американских
договоренностей по стратегическим наступательным вооружениям, все самолеты
были стандартизованы под вооружение варианта Ту-95МС-6. Серийное
производство Ту-95МС продолжалось до начала 1992 г. В настоящее время в ВВС
России имеется 28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того, 23
самолетами располагает Украина (в 1998 году началась их утилизация, ведутся
переговоры о передаче России части самолетов). В 1989 году на серийных
Ту-95МС было установлено 60 рекордов скорости и высоты полета с грузом. В
80-х годах в СССР были начаты работы по созданию стратегического
бомбардировщика нового поколения, предназначенного для замены самолетов
Ту-95МС. Однако распад Советского Союза, экономический кризис в России и
обусловленное этим резкое сокращение оборонных расходов привели к замедлению
работ по перевооружению Дальней авиации на новые образцы авиационной
техники. В этих условиях на первое место выдвинулись задачи модернизации
существующего самолетного парка ДА. В АНТК им.Туполева в настоящее время
ведутся работы по созданию новой модификации самолета Ту-95, оснащенной
усовершенствованным БРЭО и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами
нового поколения, способными нести как ядерные, так и обычные БЧ и поражать
малоразмерные и площадные цели на дальности до 5000 км, а также тактическими
КР. Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах
подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа.
Предполагается, что модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-95
сохранятся на вооружении ВВС России до 2010-х годов.
Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным комплексом с БРЛС ИОбзорК.
На бомбардировщике-ракетоносце установлен бортовой комплекс обороны (БКО),
включающий средства разведки, а также системы постановки активных и
пассивных помех. В передней кабине Ту-95МС впереди размещены первый и второй
пилоты,приборные панели которых снабжены обычными приборами с круговыми
шкалами(основные приборы аналогичны Ту-22М и Ту-160).Управление
осуществляется посредством штурвалов,каждый летчик имеет свои РУД(кроме того
двигателями может управлять и бортинженер).По центру приборной доски
расположена панель управления автопилотом.Между сиденьями летчиков
начинается конвейер-транспортер,служащий для аварийного покидания самолета в
воздухе.Непосредственно за пилотами расположен бортинженер(справа)и
радиооператор(слева).За бортинженером находится небольшой камбуз с плитой,за
радиооператором-химический туалет. Далее по левому борту распологается
оператор вооружения,справа находится запасное откидное
кресло.Непосредственно за входным люком спиной к летчикам сидит штурман.
Самолет Ту-95 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с
высокорасположенным стреловидным крылом большого удлинения. Крыло -
стреловидное свободнонесущее трехлонжеронное (угол стреловидности по 1/4
хорд - 35З, удлинение -7). Оперение оснащено антиоблединительной системой.
Руль высоты и руль поворота снабжены гидроусилителями, в корневой части руля
высоты имеется триммер. Экипаж из семи человек размещается в двух
гермокабинах. Катапультные кресла отсутствуют.
Серийное производство приостановлено в 1992 году. В настоящее время идут
работы по созданию новой модификации с новым БРЭО и вооружением.
|