В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР
принимает решение по дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели НК-25. В
ходе проработки возможных путей модификации ОКБ, основываясь на своих
наработках, предлагает не ограничиваться только заменой двигателей, а
провести дополнительные улучшения в конструкции и аэродинамике самолета. В
результате 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета Министров СССР П
534-187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной
аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с улучшенными
тактическими и эксплуатационными характеристиками. Новая модификация Ту-22М
получила официальное обозначение Ту-22МЗ (И45-03К).
Помимо применения НК-25, по предложению ОКБ провело следующие конструктивные
мероприятия значительно изменившие самолет. Заменили воздухозаборники с
вертикальным клином на воздухозаборники с горизонтальным клином. Увеличили
максимальный угол отклонения поворотной части крыла до 65З, убрали в контур
обтекателя гидравлические агрегаты узла поворота. Ввели новую удлиненную
носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки. Заменили
спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенной
аэродинамической формой. Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили
обтекатели и т.д. Провели мероприятия по снижению массы пустого самолета:
облегчили основные стойки шасси (перешли на другой тип колес, отказались от
раздвижной системы средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и
укороченный руль направления, конструкцию средней части крыла сделали
неразъемной, перешли на титан в конструкции противопожарных перегородок и
хвостовых стекателей, изменили тип теплоизоляции и герметиков, ниппельные
стыки труб заменили на паяные, заменили гидронасосы и генераторы на более
легкие, отказались от тяжелых и громоздких однофазных электромашинных
преобразователей, перешли на более теплостойкие электропровода, облегчили
агрегаты СКВ, элементы изготовлявшиеся штамповкой и литьем стали делать с
минусовыми допусками. Все мероприятия по уменьшению массы, даже с учетом
увеличившейся массы новых двигателей, должны были обеспечить общее снижение
массы пустого самолета на 2300-2700 кг. Важным отличием Ту-22МЗ от
предыдущих модификаций стало использование в системе электроснабжения
бесконтактных генераторов постоянного тока и интегральных гидромеханических
приводов-генераторов переменного тока стабильной частоты, применение
которых, помимо снижения массы агрегатов, позволило поднять надежность
энергосистемы и качество бортового электропитания. Провели изменения в
элементах навигационного комплекса. Рассматривали вопросы по расширению
вариантов ударного вооружения и модернизации РЭП. В результате всех
проведенных улучшений в конструкции самолета его летно-тактические
характеристики наконец должны были достичь значений, соответствующих
требованиям постановления 1967 года. Слаженная работа всех подразделений ОКБ
и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести глубокую
модернизацию самолета и подготовить к летным испытаниям первый опытный
Ту-22МЗ, который совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения
программы летно-доводочных испытаний Ту-22МЗ с 1978 года запускается в
серийное производство. До 1983 года Ту-22МЗ строится параллельно с Ту-22М2,
а начиная с 1984 года в серии идет только Ту-22МЗ. Всего на Казанском
авиационно-производственном объединении (КАПО) построили 268 Ту-22МЗ.
Серийное производство было завершено в 1993 г.
Испытания первых Ту-22МЗ показали, что по своим летно-тактическим
характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2:
максимальная скорость увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы
действия - на 14-45 % в зависимости от режима полета. Суммарная боевая
эффективность Ту-22МЗ возросла по сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные
государственные испытания Ту-22МЗ завершились в 1981 году и самолет был
рекомендован к принятию на вооружение. С 1981 по 1984 годы самолет проходил
дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми
возможностями. Новые системы вооружения потребовали дополнительного времени
на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22МЗ официально
принимается на вооружение только в марте 1989 года.
Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика вооруженного
бомбами и ракетами Х-22М. ОКБ подготовило и передало в производство
несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых составом вооружения и
оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки и
целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами.
Еще в 70-е годы применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению
самолета аэробаллистическими ракетами малой дальности типа Х-15. В 80-е годы
эти работы увенчались успехом - Ту-22МЗ получил вариант ракетного вооружения
с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной катапультной установке и на крыльевых
катапультных установках.
В декабре 1985 года начались летные испытания дальнего самолета-разведчика
Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. Новый разведчик предназначался
для замены в строевых частях самолетов Ту-22Р. Самолет-разведчик,
предназначенный для для действий на сухопутных и морских ТВД, оснащался
современным комплексом разведывательного оборудования, который в сочетании с
высокими летными качествами самолета-носителя, обеспечивал значительное
увеличение эффективности воздушной разведки. В оборудование входили РЛС
бокового обзора, размещенная в гондоле под фюзеляжем, система
радиотехнической разведки, тепловизионная разведывательная система, а также
средства фоторазведки. В 1989 году самолет-разведчик под обозначением
Ту-22МР передали в серийное производство. Построено или переоборудовано в
разведывательный вариант из бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов.
Аналогичным образом с 1994 г. модернизируется в самолеты-разведчики и часть
бомбардировщиков Ту-22М2.
Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД, в 70-е годы была
предпринята попытка создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ
переоборудовали в постановщик серийный Ту-22М2. Самолет, получивший
обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в серию и на вооружение не
передавался из-за недоведенности комплекса РЭП. Как отмечалось выше, на
Ту-22МЗ предполагалось устанавливать двигатели НК-32, тем самым улучшить его
характеристики. Для испытаний новой силовой установки переоборудовали один
из серийных Ту-22МЗ, но до установки новых двигателей дело не дошло, в
дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для
испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 году ОКБ
совместно с ЛИИ и ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22МЗ создало
летающую лабораторию Ту-22МЛЛ, предназначенную для проведения широкого круга
натурных летных аэродинамических исследований. Помимо перечисленных
построенных вариантов Ту-22М в ОКБ прорабатывались несколько проектов
модификаций и модернизацией самолета, работы по которым не вышли из
начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации ВМФ подготовило
техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М. Проект получил
обозначение "45М". Согласно проекта, "45М" должен был оснащаться двумя
двигателями НК-25 и по своей аэродинамической компоновке в какой-то степени
напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение - две ракеты
Х-45. Существовали проекты создания на базе различных модификаций Ту-22М
дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного бороться не только с
ударными самолетами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с
самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов ("рейдеры"), а также
выполнять ударные функции.
Помимо перечисленных существовали и другие проекты развития Ту-22М на основе
применения модернизированных двигателей, новых систем оборудования и
вооружения (Ту-22М4 и Ту-22М5).
Первыми из строевых частей в Дальней авиации Ту-22М получил 185-й
Гвардейский ТБАП в Полтаве (командир полка П.С.Дейнекин, в последствии
Главком российских ВВС). В сентябре 1974 года в Полтаву пришли две машины, а
в сентябре три машины. Личный состав полка переучивался на Ту-22М2 с Ту-16,
что было типично, полки вооруженные Ту-22 не перевооружались на новую
технику, а еще долго продолжали летать на своих "аннушках". Полк достаточно
быстро освоил новые машины и комплекс, начались первые пуски ракет Х-22М. В
том же 1974 году Ту-22М2 начали поступать в строевые части авиации ВМФ. В
течение 70-х и 80-х годов еще несколько полков ДА и авиации ВМФ перешли на
Ту-22М2 и Ту-22МЗ. Согласно официальным данным на 1990 год в Европейской
части СССР базировалось 257 Ту-22М2 и Ту-22МЗ, которые состояли на
вооружении 12 полков ДА и авиации ВМФ (4 полка базировались в России, 5
полков - на Украине, 2 - в Белоруссии и 1 полк - в Эстонии). Еще около 60
машин эксплуатировались в полках, находившихся в Азиатской части СССР (полк
ДА в Белой и два полка в составе ТОФ). После развала СССР самолеты Ту-22М
остались только в составе ВВС России и Украины, из Белоруссии самолеты
вывели на территорию России. Самолетам Ту-22М2 и Ту-22МЗ пришлось
поучаствовать в боевых действиях в ходе Афганской войны. Впервые в 1984 году
в боях приняли участие Ту-22М2 1225-го ТБАП из Белой, базируясь на аэродроме
Мары-2, они наносили мощные бомбовые удары по позициям и базам "моджахедов"
в ходе Панджерской операции 40-й армии. Второй раз самолеты типа Ту-22М
привлекались к боевым действиям осенью 1988 года, когда начался вывод частей
40-й армии из Афганистана. К операциям по локализации противника и
обеспечению безопасного выхода наземных частей, на сей раз привлекли 185-й
Гв.ТБАП на Ту-22МЗ, который затем сменили Ту-22МЗ 402-го ТБАП из Орши, а
затем Ту-22МЗ 840 -го ТБАП из Сольцов. Самолеты в полетах на бомбометание от
пакистанской ПВО прикрывали постановщики помех Ту-22ПД из состава 341-го
ТБАП. Благодаря массированному применению бомбардировщиков ДА (Ту-16,
Ту-22М3), наносивших удары бомбами калибром до 9 тонн (Ту-22М3 до 3 тонн),
удалось обеспечить сравнительно "комфортные" условия вывода частей 40-й
армии. В начале 1989 года последние Ту-22М3 покинули аэродром Мары-2 и
вернулись на места своей постоянной дислокации. За успешные боевые действия
в Афганистане многие летчики, участвовавшие в боевых вылетах получили
высокие правительственные награды. ВВС России располагает 130 самолетами
Ту-22М. Еще 105 машин этого типа имелось в морской авиации. В результате
сокращения российской авиации в строю сохранятся лишь бомбардировщики
Ту-22М3 и их варианты. Украина имеет в составе своих ВВС 55 самолетов типа
Ту-22М.
Рассматривалась возможность продажи экспортного варианта самолета Ту-22М3
зарубежным странам (в качестве потенциальных покупателей назывались такие
страны, как Иран и Китай), однако по ряду политических причин до настоящего
времени ни одного контракта так и не было заключено.
В настоящее время ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации Ту-22М.
Самолет должен получить высокоточное вооружение, обеспечивающее поражение не
только стационарных стратегических и крупных подвижных целей, но и
малоразмерных тактических целей. Предусматривается совершенствование БРЭО (в
частности, установка новой БРЛС), снижение радиолокационной заметности.
Ведутся работы по продлению срока службы самолетов до 35 лет. Таким образом,
Ту-22М еще долго будет составлять основу ударной мощи наших Дальней авиации
и авиации ВМФ.
КОНСТРУКЦИЯ.
Самолет Ту-22М выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом
изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым
вертикальным оперением. Конструкция планера изготовлена, в основном, из
алюминиевых сплавов. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных
консолей (на Ту-22М3 могут устанавливаться в положение с углом
стреловидности 20З, 30З и 65З, на самолетах более ранних модификаций
максимальный угол стреловидности ограничен величиной 60З). В районе
поворотного узла расположены аэродинамические гребни, препятствующие
перетеканию воздуха к консолям.
На носке консолей по всему размаху установлены предкрылки. На задней кромке
имеются элевоны и трехсекционные закрылки, перед которыми установлены
трехсекционные интерцепторы. Дифференциально отклоняемое горизонтальное
оперение обеспечивает продольное управление самолетом и дублирует органы
поперечного управления при выходе их из строя.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА.
На Ту-22М3 и Ту-22МР установлены ДТРДФ НК-25 (2 х 14.500/25.000 кгс).
Система управления двигателем ў электрическая, с гидромеханическим
дублированием. Топливо размещено в интегральных баках, расположенных в
центральной части фюзеляжа, в нижней части киля, центроплане, неподвижной и
подвижной частях крыла. Общая емкость баков - 50.000 л, заправка выполняется
в течение 25-30 мин. В форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части фюзеляжа
имеются узлы навески двух стартовых ускорителей.
ОБОРУДОВАНИЕ.
На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования,
включающее инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система
автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту
с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса
включена ЦВМ.
Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой, включающей РЛС большой
мощности ПНА (разработчик - НПО ИЛенинецК), и оптическим бомбардировочным
прицелом с телевизионным каналом, способным применяться в темное и светлое
время суток. Имеется дублированная ИНС, радионавигационное оборудование.
Маловысотный полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты,
получающая информацию от радиовысотомера.
Для дистанционного управления оборонительным вооружением в хвостовой части
фюзеляжа, под килем, размещена РЛС и телевизионный прицел.
Средства РЭП включают системы радиолокационной разведки и оповещения об
облучении, активные системы постановки радиолокационных помех, устройства
выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных
помех размещены в районе узлов крепления поворотных стабилизаторов). Для
оповещения о подлете ракет противника в верхней части фюзеляжа, за кабиной
экипажа, расположена ИК станция с полусферическим обтекателем фасеточной
формы.
ВООРУЖЕНИЕ.
Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит из одной (под фюзеляжем в
полуутопленном положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный
вариант) УР Х-22МА, предназначенных для поражения крупных морских и
радиолокационно-контрастных наземных целей на дальностях 140-500 км.
Стартовая масса ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная скорость
соответствует М=3.
Вооружение бомбардировщика дополнено гиперзвуковыми (М=5)
аэробаллистическими ракетами малой дальности Х-15, предназначенными для
уничтожения стационарных наземных целей или РЛС противника. Шесть ракет
могут размещаются в фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ, еще четыре
ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем.
Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб
общей массой до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и на
четырех узлах внешней подвески на девятизамковых балочных держателях
МБДЗ-У9-502 (типовые варианты бомбовой нагрузки - 69 ФАБ-250 или восемь
ФАБ-1500). В перспективе возможно вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными
корректируемыми бомбами, а также новыми КР для поражения наземных и морских
целей.
Оборонительное вооружение - одна пушка ГШ-23 с укороченным блоком стволов,
установленных вертикально и имеющей увеличенную до 4000 выстр/мин
скорострельность. Управление пушечным огнем - дистанционное, по
телевизионному и радиолокационному каналам.
|