СУ-30МКИ
Многоцелевой истребитель
Первой страной, с которой был заключен контракт на
поставку новых ударных самолетов, стала Индия. 30 ноября 1996 года с этой
страной было подписано соглашение о поставке 40 машин и 8 запасных
двигателей на сумму 1,8 млрд долл. Первоначальные поставки предусматривают
самолеты в варианте Су-30К, которые затем будут модернизированы. В
конструкцию индийского варианта истребителя предполагалось внедрить
последние достижения в области аэродинамики, силовой установки и БРЭО,
которые тогда лишь отрабатывались на опытных самолетах семейства Су-27. В
частности, Су-30МКИ должен был иметь цельноповоротное ПГО, двигатели
с УВТ и БРЛС с ФАР.
Первые восемь самолетов Су-30К в разобранном виде (по две машины четырьмя
рейсами - 19 и 26 марта, 9 и 15 апреля 1997 г.) доставлялись самолетом
Ан-124 «Руслан». Сборка и облет на месте проводились специалистами и
летчиками ИАПО. На вооружение ВВС Индии первые самолеты поступили 11 июня
1997 г.
Одновременно ИАПО совместно с ОКБ Сухого продолжили мероприятия по
дальнейшей доработке истребителя Су-30К согласно требованиям индийской
стороны. На самолет Т-10У-2 было установлено ПГО, новые двигатели АЛ-31ФП с
изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и адаптированные под индийские
сорта топлива, усилена передняя опора шасси со спаркой колес. Получив на
заводе неофициальное обозначение 10-4ПМК-2, этот самолет стал первым
образцом Су-30МКИ, созданным по последним требованиям ВВС Индии. 23 апреля
самолет был передан на испытания в ЛИИ им. М.М. Громова и 1 июля 1997 года
летчик-испытатель ОКБ В.Ю. Аверьянов поднял первый Су-30МКИ (бортовой №56) в
небо, но с последними изменениями в БРЭО, Индия определилась только к марту
1998 года.
В результате объявленного Индией конкурса по радиоэлектронному оборудованию
для самолета Су-30МКИ в конечном итоге был выбран комплекс, состоящий из
систем российского, французского, израильского и собственно индийского
производства, причем оборудованию французских фирм было отдано явное
предпочтение над другими конкурирующими компаниями Западной Европы и США.
Мотивы этого выбора «лежат на поверхности»: оборудование этих французских
фирм планируется использовать в программах модернизации индийских самолетов
МиГ-21, МиГ-27, «Ягуар», а также для установки на легких боевых самолетах и
перспективных легких вертолетах. Речь в основном идет о навигационной
системе с использованием спутниковой навигации и о многофункциональных
индикаторах MFD-55 и MFD-56, последний из которых имеет увеличенные (по
сравнению с MFD-55) размеры и является цветным. Основными
фирмами-поставщиками оборудования выбраны SAGEM и Sextant Avionique.
Особым отличием перед другими экспортными вариантами «сушек», у Су-30МКИ
является наличие новейшей всепогодной цифровой РЛС Н011М. Н011М установлена
на серийном Су-35 (бортовой №712) и является переходной к модели Н014,
предназначенной для истребителя «пятого поколения» МиГ-МФИ. РЛС Н011М
позволяет обнаруживать цель типа «истребитель» в ППС на дистанции 350 км и
захватывать ее на расстоянии 200 км. РЛС может выступать в качестве системы
мини-ДРЛО и способна сопровождать одновременно до 20 целей и атаковать 8, в
том числе вертолеты, балистические и крылатые ракеты.
Второй прототип Су-30МКИ (заводское обозначение 10-4ПМК-6) был собран в
декабре 1997 года. Для этого самолета был использован планер одного из
первых прототипов Су-30 - Т-10ПУ-6. Свой первый вылет второй Су-30МКИ
(бортовой №06) совершил 23 марта 1998 года, после чего оба прототипа,
построенные на опытном производстве ОКБ Сухого в Москве, были
продемонстрированы индийской военной делегации на аэродроме ЛИИ им. М.М.
Громова 15 июня 1998 года, а 16 августа 1998 года «борт 56» был показан на
авиапараде в честь Дня Авиации в Тушино.
12 июня 1999 года, накануне открытия 43-го салона авиакосмической техники в
Ле Бурже, первый прототип Су-30МКИ был потерян. Выполняя тренировочный
полет, самолет (под обозначением Су-30МК, бортовой №01), пилотируемый
летчиком-испытателем I класса Вячеславом Аверьяновым и штурманом Владимиром
Шендриком, при выходе из пикирования коснулся хвостовой частью земли. В
результате была повреждена система подачи топлива в форсажную камеру,
которая загорелась, тем не менее, самолет все же какое-то время еще набирал
высоту и с 40 метров рухнул на прилегающую к аэродрому Ле Бурже территорию.
Оба летчика благополучно катапультировались.
Авария никак не повлияла на экспортную политику. 21 ноября 1999 года
индийской авиационной корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) были
переданы технико-экономические предложения по программе организации к 2004
году лицензионного производства истребителей Су-30МКИ. Ранее на заводах HAL,
так же на лицензионной основе, выпускались самолеты-перехватчики МиГ-25 и
истребители-бомбардировщики МиГ-27Л «Бахадур» (до 1996 года).
6 октября 2000 года ИАПО заключило контракт (в рамках межправительственного
соглашения между Россией и Индией, подписанного 2 октября руководством двух
стран в Дели) на лицензионное производство боевых самолетов Су-30МКИ на
индийских предприятиях. В конце октября для проведения заключительных
переговоров по наладке лицензионного производства истребителей Индию
посетила группа специалистов ИАПО.
В ноябре 2000 года ожидалось утверждение контракта на государственном
уровне, однако в связи с выходом указа президента РФ от 4 ноября и
образовании вместо компаний «Росвооружение» и «Промэкспорт» нового
госпосредника в сфере торговли оружием - «Рособоронэкспорта», подписание
контракта об организации лицензионного производства российских истребителей
Су-30МКИ в Индии на предприятиях корпорации HAL состоялось только 28 декабря
2000 года. Контрактом предусмотрено лицензионное производство на
предприятиях корпорации HAL 150 истребителей Су-30МКИ, их бортового
оборудования и двигателей АЛ-31ФП с УВТ. В программе, рассчитанной на
сотрудничество на протяжении 17 лет, кроме «ОКБ Сухого» и ИАПО принимают
участие фирма «А.Люлька-Сатурн», Уфимское моторостроительное ПО, Раменское
приборостроительное КБ и ряд других российских предприятий. В рамках
контракта индийской стороне будут переданы техническая документация и
технологическое оборудование для переоснащения предприятий корпорации. Это
самый крупный контракт в российско-индийском ВТС. По некоторым данным, его
сумма превышает 3 млрд долл.
|
Тактико-технические характеристики : | |
Размах
крыла, м Длина самолета, м Высота самолета, м Площадь крыла, м2 Масса - нормальная взлетная - максимальная взлетная Масса топлива, кг Двигатели Тяга, кгс Максимальная скорость, км/ч - на высоте - у земли Практическая дальность, км Практический потолок, м Экипаж Вооружение: |
-
14.70 - 21.94 - 6.375 - 62.00 - 24900 - 34500 - 9640 - 2 ТРДДФ АЛ-31ФП - 2 х 12800 - 2175 - 1350 - 3000 - 19800 - 2 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла. На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.) В её состав входят: до 6 УР класса “воздух-воздух” типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1) до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д; до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ НУРС С-8, С-13 и С-25. Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями. |