СУ-30МКИ

                                              Многоцелевой истребитель

Первой страной, с которой был заключен контракт на поставку новых ударных самолетов, стала Индия. 30 ноября 1996 года с этой страной было подписано соглашение о поставке 40 машин и 8 запасных двигателей на сумму 1,8 млрд долл. Первоначальные поставки предусматривают самолеты в варианте Су-30К, которые затем будут модернизированы. В конструкцию индийского варианта истребителя предполагалось внедрить последние достижения в области аэродинамики, силовой установки и БРЭО, которые тогда лишь отрабатывались на опытных самолетах семейства Су-27. В частности, Су-30МКИ должен был иметь цельноповоротное ПГО, двигатели с УВТ и БРЛС с ФАР.
Первые восемь самолетов Су-30К в разобранном виде (по две машины четырьмя рейсами - 19 и 26 марта, 9 и 15 апреля 1997 г.) доставлялись самолетом Ан-124 «Руслан». Сборка и облет на месте проводились специалистами и летчиками ИАПО. На вооружение ВВС Индии первые самолеты поступили 11 июня 1997 г.
Одновременно ИАПО совместно с ОКБ Сухого продолжили мероприятия по дальнейшей доработке истребителя Су-30К согласно требованиям индийской стороны. На самолет Т-10У-2 было установлено ПГО, новые двигатели АЛ-31ФП с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и адаптированные под индийские сорта топлива, усилена передняя опора шасси со спаркой колес. Получив на заводе неофициальное обозначение 10-4ПМК-2, этот самолет стал первым образцом Су-30МКИ, созданным по последним требованиям ВВС Индии. 23 апреля самолет был передан на испытания в ЛИИ им. М.М. Громова и 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ В.Ю. Аверьянов поднял первый Су-30МКИ (бортовой №56) в небо, но с последними изменениями в БРЭО, Индия определилась только к марту 1998 года.
В результате объявленного Индией конкурса по радиоэлектронному оборудованию для самолета Су-30МКИ в конечном итоге был выбран комплекс, состоящий из систем российского, французского, израильского и собственно индийского производства, причем оборудованию французских фирм было отдано явное предпочтение над другими конкурирующими компаниями Западной Европы и США. Мотивы этого выбора «лежат на поверхности»: оборудование этих французских фирм планируется использовать в программах модернизации индийских самолетов МиГ-21, МиГ-27, «Ягуар», а также для установки на легких боевых самолетах и перспективных легких вертолетах. Речь в основном идет о навигационной системе с использованием спутниковой навигации и о многофункциональных индикаторах MFD-55 и MFD-56, последний из которых имеет увеличенные (по сравнению с MFD-55) размеры и является цветным. Основными фирмами-поставщиками оборудования выбраны SAGEM и Sextant Avionique.
Особым отличием перед другими экспортными вариантами «сушек», у Су-30МКИ является наличие новейшей всепогодной цифровой РЛС Н011М. Н011М установлена на серийном Су-35 (бортовой №712) и является переходной к модели Н014, предназначенной для истребителя «пятого поколения» МиГ-МФИ. РЛС Н011М позволяет обнаруживать цель типа «истребитель» в ППС на дистанции 350 км и захватывать ее на расстоянии 200 км. РЛС может выступать в качестве системы мини-ДРЛО и способна сопровождать одновременно до 20 целей и атаковать 8, в том числе вертолеты, балистические и крылатые ракеты.
Второй прототип Су-30МКИ (заводское обозначение 10-4ПМК-6) был собран в декабре 1997 года. Для этого самолета был использован планер одного из первых прототипов Су-30 - Т-10ПУ-6. Свой первый вылет второй Су-30МКИ (бортовой №06) совершил 23 марта 1998 года, после чего оба прототипа, построенные на опытном производстве ОКБ Сухого в Москве, были продемонстрированы индийской военной делегации на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова 15 июня 1998 года, а 16 августа 1998 года «борт 56» был показан на авиапараде в честь Дня Авиации в Тушино.
12 июня 1999 года, накануне открытия 43-го салона авиакосмической техники в Ле Бурже, первый прототип Су-30МКИ был потерян. Выполняя тренировочный полет, самолет (под обозначением Су-30МК, бортовой №01), пилотируемый летчиком-испытателем I класса Вячеславом Аверьяновым и штурманом Владимиром Шендриком, при выходе из пикирования коснулся хвостовой частью земли. В результате была повреждена система подачи топлива в форсажную камеру, которая загорелась, тем не менее, самолет все же какое-то время еще набирал высоту и с 40 метров рухнул на прилегающую к аэродрому Ле Бурже территорию. Оба летчика благополучно катапультировались.
Авария никак не повлияла на экспортную политику. 21 ноября 1999 года индийской авиационной корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) были переданы технико-экономические предложения по программе организации к 2004 году лицензионного производства истребителей Су-30МКИ. Ранее на заводах HAL, так же на лицензионной основе, выпускались самолеты-перехватчики МиГ-25 и истребители-бомбардировщики МиГ-27Л «Бахадур» (до 1996 года).
6 октября 2000 года ИАПО заключило контракт (в рамках межправительственного соглашения между Россией и Индией, подписанного 2 октября руководством двух стран в Дели) на лицензионное производство боевых самолетов Су-30МКИ на индийских предприятиях. В конце октября для проведения заключительных переговоров по наладке лицензионного производства истребителей Индию посетила группа специалистов ИАПО.
В ноябре 2000 года ожидалось утверждение контракта на государственном уровне, однако в связи с выходом указа президента РФ от 4 ноября и образовании вместо компаний «Росвооружение» и «Промэкспорт» нового госпосредника в сфере торговли оружием - «Рособоронэкспорта», подписание контракта об организации лицензионного производства российских истребителей Су-30МКИ в Индии на предприятиях корпорации HAL состоялось только 28 декабря 2000 года. Контрактом предусмотрено лицензионное производство на предприятиях корпорации HAL 150 истребителей Су-30МКИ, их бортового оборудования и двигателей АЛ-31ФП с УВТ. В программе, рассчитанной на сотрудничество на протяжении 17 лет, кроме «ОКБ Сухого» и ИАПО принимают участие фирма «А.Люлька-Сатурн», Уфимское моторостроительное ПО, Раменское приборостроительное КБ и ряд других российских предприятий. В рамках контракта индийской стороне будут переданы техническая документация и технологическое оборудование для переоснащения предприятий корпорации. Это самый крупный контракт в российско-индийском ВТС. По некоторым данным, его сумма превышает 3 млрд долл.

 

Тактико-технические характеристики  :
  Размах крыла, м
Длина самолета, м
Высота самолета, м
Площадь крыла, м2
Масса
- нормальная взлетная
- максимальная взлетная
Масса топлива, кг
Двигатели
Тяга, кгс
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте
- у земли
Практическая дальность, км
Практический потолок, м
Экипаж
Вооружение:
- 14.70
- 21.94
- 6.375
- 62.00

- 24900
- 34500
- 9640
- 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
- 2 х 12800

- 2175
- 1350
- 3000
- 19800
- 2
30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла. 
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки
(при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.) 
В её состав входят: 
до 6 УР класса “воздух-воздух” типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1)
до 6 УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П  и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ
6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или
3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л
свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д; 
до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ
НУРС С-8, С-13 и С-25. 
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными  дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.

 

                                      на главную                            на выбор оружия

Hosted by uCoz