Двухместный многоцелевой истребитель Су-30МК
вобрал в себя лучшие черты знаменитого семейства самолетов Сухого: Су-27УБК,
Су-30К, Су-35, Су-37. Самолет способен выполнять широкий спектр боевых задач
на значительных расстояниях от базы, в любых погодных условиях, днем и
ночью, в условиях сильного радиоэлектронного противодействия противника.
Этот многоцелевой самолет предназначен для тактического и оперативного
боевого применения, выполняя задачи по уничтожению воздушных объектов
(завоевание превосходства в воздухе, противовоздушная оборона, длительное
патрулирование и сопровождение), а также наземных и морских целей
(подавление ПВО противника, блокирование действий противника и
непосредственная поддержка с воздуха).
Дополнительно, Су-30МК может выполнять задачи противодействия системам
радиоэлектронной борьбы и вести дальнее обнаружение, а также осуществлять
оперативное управление группой летательных аппаратов, выполняющих совместную
задачу. Благодаря двойному управлению, самолет может также применяться для
практической летной и боевой подготовки.
Самолет Су-30МК по аэродинамической схеме представляет собой неустойчивый в
продольном канале триплан. Для увеличения подъемной силы и повышения
маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение. Оно
отклоняется автоматически для обеспечения устойчивого полета на больших
углах атаки. Интегральная аэродинамическая схема, совмещенная с управляемым
вектором тяги, обеспечивает небывалую маневренность и высокие
взлетно-посадочные характеристики. Оснащенный цифровой системой
дистанционного управления, Су-30МК способен выполнять ряд уникальных
маневров, используемых в качестве противоракетных и для достижения
превосходства в ближнем бою. Это уже известные "кобра", "колокол", а также
ряд маневров, выполнение которых невозможно на других самолетах. Среди них
"кульбит" (маневр, в котором самолет совершает переворот в плоскости тангажа
на 360 градусов без потери высоты), и "управляемый плоский штопор" (когда
самолет совершает несколько полных разворотов в горизонтальной плоскости с
переменой направления вращения не имея поступательного движения, фактически
на месте).
Силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных форсажных
двигателей АЛ-31ФП. Суммарная тяга на форсаже 25000 кгс обеспечивает
горизонтальный полет со скоростью 2М, скорость 1350 км/ч на малой высоте и
скороподъемность 230 м/с.
Дифференциальное отклонение на углы до ± 15 градусов осесимметричных сопел
двигателей, оси поворота которых расположены под углом 32 градуса друг к
другу, позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В
зависимости от предстоящего маневра, сопла могут отклоняться синхронно с
горизонтальным хвостовым оперением, или раздельно от него.
Существенный запас топлива, наряду с возможностью дозаправки в воздухе,
значительно расширяет возможности боевого применения вне зоны ПВО, от
длительного патрулирования и сопровождения до дальних перехватов и нанесения
ударов по наземным целям. С нормальным запасом топлива 5270 кг Су-30МК
способен выполнять боевую задачу продолжительностью 4,5 часа. Система
дозаправки в воздухе увеличивает продолжительность полета до 10 часов с
дальностью 8000 км на крейсерской высоте от 11 до 13 км.
Двухместная компоновка значительно повышает боевые возможности благодаря
рациональному распределению рабочей нагрузки между членами экипажа. В то
время как летчик в первой кабине управляет самолетом, вооружением и ведет
маневренный ближний бой, второй летчик применяет управляемое оружие класса
"воздух-воздух", либо "воздух-поверхность" большого радиуса действия для
поражения целей вне зоны прямой видимости, отслеживает тактическую
обстановку для обеспечения осведомленности о ситуации, и выполняет задачи по
оперативному управлению при групповых действиях.
По сравнению с предшественниками, в состав комплекса бортового
радиоэлектронного оборудования самолета Су-30МК включены ряд систем нового
поколения, среди которых :
- интегрированная радиолокационная прицельная система, способная
обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей при одновременной атаке
четырех из них;
- система спутниковой навигации (совместимая с системами
ГЛОНАСС/NAVSTAR);
- интегрированная оптико-электронная прицельно-навигационная система с
лазерной инерциально-навигационной системой;
- нашлемные целеуказатели, индикаторы на лобовом стекле,
многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы с возможностью
микширования изображения.
Мощная универсальная РЛС с фазированной антенной решеткой
обеспечивает обнаружение крупноразмерных морских целей на дальности до 400
км с разрешением 20 м, а также малоразмерных целей на дальности до 120 км. В
предварительном прицельном режиме на дальней дистанции РЛС захватывает цель
автоматически, с передачей координат в навигационную систему. Затем РЛС
отключается, и самолет летит на цель в режиме радиолокационного молчания.
При достижении дистанции, на которой возможно применение вооружения,
задействуются средства прицеливания для обновления целеуказания и передачи
данных в систему вооружения. Короткий период подсветки цели радаром
обеспечивает скрытый подход самолета к цели, таким образом способствуя
успеху выполнения задачи.
На самолет могут устанавливаться контейнеры с инфракрасной и лазерной
прицельной аппаратурой для обнаружения и поражения малоразмерных наземных
целей.
Су-30МК оборудован средствами противодействия системам радиоэлектронной
защиты, предназначенными для подавления средств радиоэлектронной и
оптико-электронной защиты противника.
Самолет обладает способностью автоматизированного полета на различных
режимах, включая полет на малой высоте в режиме огибания рельефа местности,
а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных,
наземных и морских целей. Система автоматического управления взаимосвязана с
навигационной системой, обеспечивает полет по маршруту, подход к цели,
возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.
Оснащенный широким спектром систем вооружения и современным комплексом БРЭО,
самолет Су-30 МК способен поражать воздушные цели (включая объекты с низкой
ЭПР) в ближнем бою, вести упреждающие бои на дальних дистанциях, а также
поражать наземные и морские объекты при помощи управляемого и неуправляемого
вооружения в тактической и оперативной глубине обороны противника.
Боевая нагрузка Су-30МК размещается на 12 узлах подвески. В дополнение к
встроенной одноствольной пушке ГШ-301 (калибр 30 мм, 150 снарядов) и ракетам
"воздух-воздух" и "воздух-поверхность" с радиолокационным, инфракрасным и
телевизионным наведением, самолет может нести пятисоткилограммовые
свободнопадающие бомбы и корректируемые авиационные бомбы с телевизионным и
лазерным наведением КАБ-500 и КАБ-1500 (для поражения судов с водоизмещением
до 5000 тонн).
Вооружение самолета также включает в себя противорадиолокационную ракету
Х-31П и управляемую ракету дальнего радиуса действия с телекомандным
наведением Х-59MЭ (дальность 120 км, точность наведения 2…3 м), которая
после запуска передает изображение цели на самолет для корректировки
траектории полета.
|