СУ-30КН
Многоцелевой истребитель
Разработка конструкторской документация на двухместный
перехватчик Су-30, с 1992 года серийно производящийся в Иркутске, была
закончена более десяти лет назад. С тех пор военно-политическая и
экономическо-финансовая ситуация в мире изменилась. Спрос на
узкоспециализированные боевые самолеты снижается, но потенциал, заложенный в
конструкцию Су-30, позволяет, после незначительных доработок, использовать
его в качестве многоцелевого истребителя, что даст возможность получения
новых экспортных контрактов и создать базу для модернизации парка ВВС России
с целью поддержания его боевого потенциала при умеренных финансовых
затратах, что особенно важно в нынешних экономических условиях.
Между ИАПО и ОКБ «Русская авионика» был заключен договор по двухэтапной
модернизации самолета Су-30К на базе технических решений, разработаных и
реализованых в программе МиГ-29СМТ. Для проведения работ по первому этапу
ИАПО выделило самолет Су-30К с бортовым №302 (заводской №1010302). Работы
начались в феврале 1999 года и заняли две недели.
На первом этапе модернизации в дополнение к существующей системе управления
вооружением СУВ-27 по принципу «обводного канала» были введены новые
элементы, в том числе процессор «Багет-55» (КБ «Корунд») и БЭВМ МКВ базе
процессора Intel i486DX2-50 (ОКБ «Русская авионика»). Ее основные черты:
избыточность, открытая архитектура, обмен данными по мультиплексной шине
MIL/STD-1553B. В результате доработок, возможности работы РЛС были дополнены
режимом картографирования местности, построенном на принципе синтезированной
аппертуры и режимом селекции движущихся целей, в том числе малоразмерных
типа «танк». Облегчали решение задачи элементы унификации, заложенные при
создании БРЭО для самолетов МиГ-29 и Су-27.
Место штатного индикатора занял МФИ с цветной жидкокристаллической матрицей
МФИ-55 (5х5 дюймов), работающий в графическом и телевизионном режимах. Он
оснащен графическим процессором и 20 многофункциональными управляющеми
кнопками с помощью которых происходит управление новыми режимами работы РЛС
и вооружением. В кабинах летчика и оператора установлено по одному МФИ-55,
поэтому оба члена экипажа имеют равные возможности управления им.
К концу апреля удалось получить первые результаты наземных и летных
испытаний нового БРЭО, во время которых проверялся режим картографирования
земной поверхности, возможности захвата и сопровождения цели в различных
степенях разрешения, способность РЛС по автоматическому целеуказанию для
оружия с телевизионной системой самонаведения. До осени 1999 года, на
испытательном полигоне в Актюбинске, Су-30КН тестировался на
применение УР класса «воздух-поверхность» с телевизионным наведением Х-59М
(дальность пуска свыше 100 км), пассивным радиолокационным Х-31П (110-130
км) и активным радиолокационным Х-31А (70 км), корректируемых авиабомб
КАБ-500.
После завершения программы испытаний первого этапа модернизации, Су-30КН
получил возможность интеграции с любым управляемым оружием класса
«воздух-воздух» и «воздух-поверхность», состоящим на вооружении ВВС и
авиации ВМФ. Это позволяет новому самолету поражать воздушные, наземные и
надводные цели в любое время суток.
Второй этап модернизации нацелен на создание самолета качественно нового
уровня, сопоставимого с новейшими западными многофункциональными
истребителями типа «Рафаль», «Еврофайтер» или «Супер Хорнет». Предполагается
заменить существующую РЛС РЛПК-27 на РЛС с ФАР, что позволит ввести
многоканальный обстрел нескольких воздушных целей, установить в кабине
летчика два МФИ и три — у оператора. Рассматривается вопрос об оснащении
истребителя Су-30КН ПКР «Альфа», СУО с лазерным наведением, перспективной
баллистической ракетой сухопутного оперативно-тактического комплекса.
Тактико-технические характеристики : | |
Год
принятия на вооружение Размах крыла, м Длина самолета, м Высота самолета, м Площадь крыла, м2 Масса, кг - пустого - нормальная взлетная - максимальная взлетная Масса топлива, кг Двигатели Тяга, кгс Максимальная скорость, км/ч - на высоте - у земли Практическая дальность, км - без дозаправки - с одной дозаправкой в воздухе - с двумя дозаправками Практический потолок, м Экипаж Вооружение: |
-
1999 - 14.70 - 21.94 - 5.93 - 62.40 - 19500 - 22200 - 33000 - 9400 - 2 ТРДДФ АЛ-31Ф - 2 х 12500 - 2430 - 1400 - 3700 - 5200 - 6990 - 18500 - 2 30-мм пушкa ПН-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла. На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки (при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.) В её состав входят: 6 УР класса “воздух-воздух” типов Р-27Р/ЭР/Т/ЭТ, Р-73 и Р-77 (РВВ-АЕ); УР класса “воздух-поверхность” типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-31А/П, Х-59М и С-25Л; корректируемые авиабомбы КАБ-500КР/Л; свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; бомбовые кассеты различных типов; НУРС различных типов и калибров. Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно-целеуказательными системами, ИК-станциями. |