Модернизированный вариант учебно-боевого истребителя
Су-27УБ - Су-27УБМ разработан по инициативе и на средства ОАО
"Иркутское авиационное производственное объединение" (ИАПО). Идеология
модернизации предложена руководством ВВС и предусматривает постепенное
наращивание возможностей авиационных комплексов. Для ее воплощения в
жизнь создана кооперация, объединенная вокруг общей программы. Помимо
ИАПО и научно-исследовательских организаций ВВС, в нее входят: "ОКБ
Сухого", корпорация "Аэрокосмическое оборудование", ряд других КБ и
заводов. Разработчики и представители ВВС подчеркивают, что принятая
программа является оптимальной по критерию
"эффективность-стоимость-реализуемость".
При создании Су-27УБМ были использованы технические решения, примененные
при модернизации истребителей Су-30 в вариант Су-30КН, позволяющие с
минимальными издержками превратить истребитель завоевания господства в
воздухе в полноценный многофункциональный истребитель, способный успешно
атаковать наземные цели с применением высокоточного вооружения.
6 марта 2001г. на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском
командованию МО РФ были продемонстрированы модернизированные самолеты
Су-27УБМ бортовой № 20 и Су-30КН бортовой № 302, которые к этому времени
прошли этап летных испытаний, включая вылеты на применение вооружения.
Показанный командованию МО РФ Су-27УБМ стал первым модернизированным
строевым истребителем. Его доработка из серийного Су-27УБ заняла всего
месяц. При этом на самолет было установлено около 50 новых приборов и
устройств, что привело к увеличению веса БРЭО всего на 30кг.
В состав бортового оборудования был встроен многофункциональный
вычислительный комплекс (МВК), который взял на себя выполнение ряда
новых функций. Среди них интеграция информации от различных датчиков и
управление новыми видами вооружений вводимых в арсенал Су-27УБМ. В
результате бортовая РЛС Н001 получила способность функционировать в
режиме воздух-поверхность, позволяя истребителю атаковать наземные и
надводные цели вне зависимости от погодных условий и времени суток. В
состав навигационного комплекса введен приемник спутниковой
навигационной системы.
На первом этапе модернизации арсенал Су-27УБ был дополнен ракетами
"воздух-воздух" РВВ-АЕ, а также широкой номенклатурой вооружения класса
"воздух-поверхность", включающей ракеты Х-31А, Х-31П, Х-29Т,
корректируемые авиабомбы и пр.
По оценкам специалистов после первого этапа модернизации истребители
Су-30КН, Су-27УБМ по своему боевому потенциалу не уступают наиболее
мощному ударному тактическому многофункциональному самолету ВВС США
двухместному истребителю F-15E. По результатам испытаний предложенный
ОАО "ИАПО" вариант модернизации самолетов Су-27УБ и Су-30 принят ВВС РФ
в качестве базового. В 2002-2004гг российские ВВС планируют провести
модернизацию 30 истребителей Су-30 и Су-27УБ.
Между тем работа по модернизации истребителей Су-30, Су-27УБ проводимая
по инициативе ОАО ИАПО предполагает дальнейшее увеличение боевого
потенциала этих замечательных самолетов.
Летом 2001г на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2001 ОАО
"ИАПО" впервые показало действующий полномасштабный макет кабины, в
которой реализована концепция информационно-управляющего поля. Это
проект второго этапа модернизации самолетов Су-27УБМ и Су-30КН.
В ходе второго этапа модернизации дальнейшее повышение боевой
эффективности самолетов планируется обеспечить за счет оснащения кабины
более совершенным информационно-управляющим полем, состоящим из
нескольких многофункциональных индикаторов с жидкокристаллическим
дисплеем и матрицами 5х5 и 6х6 дюймов, которые заменят стрелочные
приборы в передней и задней кабинах истребителя типа Су-27УБМ или
Су-30КН.
Бортовая РЛС будет также модернизирована путем оснащения фазированной
антенной решеткой (ФАР) с электронным сканированием луча. Это даст
возможность многоканального применения управляемых ракет класса
"воздух-воздух" сразу по нескольким воздушным целям, применения
бомбового вооружения по целеуказанию бортовой РЛС и по информации
навигационного комплекса. В рамках третьего этапа модернизации
планируется дополнить вооружение самолетов Су-27УБМ и Су-30КН
сверхзвуковой противокорабельной ракетой (ПКР) "Яхонт", созданной в НПО
машиностроения. Это будет боевой авиационный комплекс принципиально
нового класса. По сравнению с существующими образцами ракетного оружия
(Х-31А, "Москит") на нем в 2 раза повышается дальность действия ракет со
150 до 300 км.
Ни в одном боевом авиационном комплексе мира нет такого сочетания
скорости и дальности носителя и ракеты, мощности ее боевой части,
совершенства алгоритмов наведения на цель
|