Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное
объединение (КнААПО) в настоящее время выпускает экспортный вариант
Су-27СК, который уже зарекомендовал себя в качестве эффективной системы
вооружения, отвечающей требованиям потенциальных заказчиков. Он создан на
базе разработанного в ОКБ «Сухой» истребителя Су-27, одного из лучших в
своем классе, лидера по экспортным поставкам среди российских боевых
самолетов.
Су-27СК представляет собой истребитель завоевания превосходства в воздухе и
предназначен для борьбы как с существующими так и перспективными образцами
техники противника. Он решает задачи патрулирования и воздушной обороны
охраняемой территории, сопровождения ударных самолетов в рейдах большой
дальности, уничтожения наземных целей неуправляемым ракетно-бомбовым оружием
класса «воздух-земля».
Самолет скомпонован по интегральной схеме, позволяющей достигать высоких
значении аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы, увеличить
внутренние запасы топлива без применения подвесных топливных баков.
При разработке планера истребителя основное внимание уделялось высокой
прочности при малом весе, большому ресурсу, ремонтопригодности и обеспечению
технологичности . В конструкции самолета широко используются как
традиционные алюминиевые сплавы, так и высокопрочные стали и титан.
Силовая установка Су-27СК включает два двухконтурных турбореактивных
двигателя АЛ-31Ф с форсажными камерами (максимальная тяга по 12500 кгс),
разработанных АО «А. Люлька-Сатурн». Они имеют высокие характеристики и
надежно работают во всем диапазоне высот, скоростей и углов атаки.
Истребитель оснащен аналоговой электродистанционной системой управления с
четырехкратным резервированием. Она обеспечивает управление статически
неустойчивым самолетом в продольном канале, позволяет достичь высоких
характеристик устойчивости и управляемости в продольном, поперечном и
путевом каналах. Её применение дало возможность повысить аэродинамические
характеристики на маневре.
Автоматическое управление самолетом осуществляется системой автономного
управления, связанной с системой навигации, управления вооружением и
оборудованием командного наведения с помощью дистанционной системы
управления. Системой обеспечивается стабилизация углового положения самолета
и высоты полета, возвращение самолета в прямолинейное горизонтальное
положение с любой высоты, программированный набор высоты и снижение,
управление по командам наземных и воздушных станции наведения, полет по
маршруту, возвращение на аэродром вылета и заход на посадку по сигналам
радиомаяков.
Истребитель оснащен современным комплексом связи, способным обеспечить
телефонную радиосвязь с землей и между самолетами на расстоянии до 1500 км,
обмен информацией во время боя между самолетами по системам кодированного
обмена данными и командное наведение с наземного пункта управления при
выполнении автоматического перехвата. Су-27СК, как отмечалось выше, способен
уничтожать воздушные цели как над своей территорией так и при действиях
авиации за линией фронта Истребитель может выполнять боевые задачи при
применении противником средств радиоэлектронной борьбы и в условиях
противодействия ПВО в любых метеорологических условиях, днем и ночью.
Высокая боевая эффективность достигается благодаря современной системе
управления вооружением: Су-27СК имеет мощную помехоустойчивую доплеровскую
РЛС с импульсным режимом работы, используемую для поиска и сопровождения
целей. Также имеется оптико-электронная систему наведения. Обе системы
работают совместно, с взаимным обменом данными, что позволяет значительно
повысить надежность обнаружения, сопровождения и атаки в условиях активного
электронного противодействия.
Система управления вооружением позволяет обнаружить противника на удалении
120 км, сопровождать одновременно 10 целей и идентифицировав наиболее
опасную, выбрать соответствующий тип оружия для поражения.
Оптико-электронная система наведения в сочетании с лазерным дальномером
обеспечивает усиление помехоустойчивости системы управления оружием,
обнаружение противника в режиме радиомолчании и увеличение в 1,5 раза
точности атаки в условиях маневренного боя на малых дистанциях.
Истребитель оснащен системой электронного противодействия, размещенной в
контейнерах на законцовках крыла, обеспечивающей эффективную индивидуальную
и групповую защиту в передней и задней полусферах, имеет систему
предупреждения о радиолокационном облучении и установкой рассеивания
дипольных отражателей и отстрела тепловых ловушек.
Су-27СК может нести на 10 внешних точках подвески оптимальный вариант
вооружения:
-управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Т и Р-27Р;
-управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-73;
-неуправляемые ракеты класса «воздух-эемля» С-8, С-13, С-25;
-свободнопадающие бомбы ФАБ-500, ФАБ-250, ФАБ-100.
Кроме вышеперечисленного, истребитель имеет встроенную 30-мм пушку со
скорострельностью 1800 снарядов в минуту.
Бортовое оборудование, летно-технические характеристики и вооружение делают
Су-27СК чрезвычайно гибкой и эффективной боевой системой. Взаимодействуя с
наземными и воздушными пунктами управления истребитель может использоваться
как элемент комплекса воэдушной обороны территории или объекта. При работе в
составе группы Су-27СК может полностью использовать преимущества
полуавтоматического управления группой, группового электронного
противодействия и согласованного распределения целей и целеуказания.
Истребитель обладает высокой выживаемостью в условиях современного боя. Это
достигается благодаря таким конструктивным особенностям, как
двухдвигательная силовая установка с независимыми магистралями подачи
топлива к двигателям, трехлонжеронное крыло, а также конструкция фюзеляжа,
выдерживающая попадание пуль и осколков. Применено многократное
резервирование каналов управления, две независимых гидросистемы,
резервирование электропитания. Компоновочная схема обеспечивает защиту
кабины летчика бортовым оборудованием и конструкцией фюзеляжа, в топливных
баках размещен специальный заполнитель, обеспечивающий их
взрывобезопасность.
Су-27СК проектировался с учетом обеспечения высокой надежности
незначительных затрат времени на ремонт и минимального регламентного
обслуживания. Потенциал конструкции Су-27СК позволяет проводить по желанию
заказчика как частичную, так и глубокую модернизацию, после чего истребитель
сможет эффективно вести боевые действия и в начале следующего тысячелетия.
Производство Су-27СК в Китае.
В настоящее время Китаю продана лицензия на производство 200 самолетов
Су-27СК. Планируется, что заводу в Шеньяне потребуется два года для выхода
на серийные темпы сборки истребителей Су-27СК. В настоящее время китайская
компания Shenyang Aircraft Industries Group, осваивающая производство
истребителей Су-27СК по российской лицензии, не имеет завершенных
производственных мощностей для сборки этих самолетов.
Первые два самолета, выпущенные в Шеньяне, пришлось разбирать и заново
собирать сразу же после проведения демонстрационных полетов по причине
недостаточного качества сборочных работ.
В ближайшие два года шеньянский авиазавод надеется внедрить передовые
технологии и усовершенствованные методы управления производством,
необходимые для выпуска современных боевых самолетов.
Через три года завод планирует выйти на темпы производства в шесть-семь
Су-27 в год, а начиная с 2002 года довести их ежегодный выпуск до 15 единиц.
За качеством сборки истребителей Су-27СК на заводе в Шеньяне наблюдают более
100 российских специалистов.
Согласно лицензионному соглашению, Китай может произвести 200 самолетов
Су-27, которые поступят на вооружение военно-воздушных сил страны. Китай
также планирует закупить у России оборудование для ремонта двигателей
АЛ-31Ф, который устанавливаются не только на самолетах Су-27, но и на
истребителях F-10 китайского производства. Пока Китай вынужден отправлять
двигатели АЛ-31Ф для ремонта в Россию.
|