СУ-27
Истребитель-перехватчик
СУ-27- одноместный, двухдвигательный
реактивный истребитель четвертого поколения.
Современная аэродинамическая компоновка, высокая тяговооруженность благодаря
мощным и экономичным двухконтурным турбореактивным двигателям, большой запас
топлива, широкий диапазон высот и скоростей полета, высокоэффективный
комплекс радиоэлектронного
оборудования, современное управляемое ракетное вооружение обеспечивают его
высокую эффективность при перехвате воздушных целей, позволяют ему уверенно
вести ближний маневренный воздушный бой, а также дальний ракетный перехват
воздушных целей. Опытный самолет СУ-27 совершил первый полет 20 апреля 1981
г.
Самолет выполнен понормальной балансировочной схеме, имеет интегральную
аэродинамическую компоновку с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа,
образующих единый несущий корпус. Конструкция цельнометаллическая с широким
применением титановых сплавов.
Фюзеляж типа полумонокок с круговым поперечным сечением. Носовая часть
отклонена вниз. Летчик располагается на катапультируемом кресле К-36ДМ,
обеспечивающем аварийное покидание самолета во всем диапазоне высот и
скоростейполета. Летчик экипирован высотно-компенсирующим костюмом или
высотным морским спасательным комплектом, защитным шлемом и комплектом
кислородного оборудования ККО-5.
Самолет оснащен когерентным импульсно-доплеровским радиолокационным
прицельным комплексом РЛПК-27 (диаметр антенны 1076 мм, дальность
обнаружения цели класса МиГ-21 в передней полусфере 80 - 100 км, в задней
полусфере 30 - 40 км, обеспечивает сопровождение на проходе до 10 целей иодновременный пуск УР по двум целям, поиск и сопровождение целей на фоне
земли); оптико-электронной прицельной системой, включающей теплопеленгатор и
лазерный дальномер (дальность обнаружения цели: в передней полусфере 40 км,
в задней полусфере 90 - 100 км), нашлемной системой целеуказания НСЦ-27;
аппаратурой приборного наведения по помехозащищенной линии "Бирюза",
осуществляющей вывод самолета на цель в директорном режиме по командам с
наземного ПУ; электродистанционной аналоговой системой управления (СДУ) с
четырехкратным резервированием; системой ограничительных сигналов (СОС) для
предотвращения выхода на закритические режимы; катапультным креслом К-36ДМ.Пилотажно-навигационный комплекс включает информационный комплекс
высокоскоростных параметров "ИК-ВСП", автоматический радиокомпас (АРК-19 или
АРК-20), радиовысотомер А-38, радиотехническую систему ближней навигации
(РСБН). На самолете имеется система автоматического управления.
Радиосвязное оборудование включает УКВ радиостанцию Р-800, КВ радиостанцию
Р-864 и аппаратуру записи переговоров.В состав комплекса РЭБ входит станция
предупреждения о радиолокационном облучении "Береза", устройства выброса ИК
ловушек и диполей. На крайних крыльевых узлах подвески вместо АПУ возможна
установка контейнеров станции помех.
Самолеты СУ-27 серийно строятся в г. Комсомольске-на-Амуре с 1982 г. и
находятся на вооружении России с 1984 г. В 1991 г. ВВС приняли решение
развивать СУ-27 как базовый самолет и на его основе делать и разведчик, и
истребитель-бомбардировщик, и постановщик помех, всепогодный перехватчик.
Первой страной закупившей Су-27 стала КНР. Высокие боевые качества самолета
доказывает случай, происшедший 13 сентября 1987 г. Патрульный самолет
норвежских ВВС Локхид P-3B "Орион" производил наблюдение за группой
советских кораблей в нейтральных водах Баренцева моря. Летчику находившегося
неподалекуистребителя Су-27 была передана команда выполнить учебный
перехват и воспрепятсвовать сбросу буев в воду. Экипаж "Ориона" с целью
вытеснения перехватчика из зоны своего патрулирования сблизился с Су-27,
пропустил его под себя и стал гасить скорость. Но он не знал, что
минимальная скорость Су-27 меньше скорости сваливания "Ориона". Недооценив
возможности Су-27, натовский разведчик потерял из поля зрения истребитель. В
результате опасного маневрирования машины пришли в соприкосновение:
истребитель задел радиопрозрачной законцовкой киля за лопасть вращающегося
винта "Ориона", из-за чего произошло их разрушение, и обломки пробили
фюзеляж P-3B. "Орион", задымив одним мотором, отвалил в сторону берега.
Су-27 благополучно совершил посадку на базовом аэродроме.
Модификации самолета:
СУ-27П - одноместный истребитель-перехватчик для войск ПВО
страны.
СУ-27ИБ -двухместный истребитель-бомбардировщик с
расположением сидений рядом (1990 г.). Предназначен для поражения точечных
сильнозащищенных целей в любых погодных условиях и любое время суток. Начал
эксплуатироваться с апреля 1990 г.
СУ-27К (СУ-33) - корабельный истребитель, предназначенный
для обороны кораблей ВМФ от средств воздушного нападения противника
Истребитель оснащен складывающимся крылом и стабилизатором, в хвостовой
части установлен тормозной гак. Вооружение включает сверхзвуковую
противокорабельную УР "Москит" большой дальности.
СУ-27СК, СУ-27СМК - экспортные варианты истребителя Су-27.
Производится в Китае по лицензии под именем J-11.
СУ-27ПУ (СУ-30) - самолет наведения и целеуказания.
Способен осуществлять одновременное наведение четырех перехватчиков СУ-27. С
1992 г. осуществляется серийное производство в г. Комсомольске-на-Амуре.
СУ-27УБ - двухместный учебно-боевой истребитель. С 1986 г.
серийно строится в Иркутске.
СУ-27УП - серийный учебно-патрульный самолет для ПВО с системой
дозаправки топливом в воздухе.
П-42 - рекордный вариант перехватчика СУ-27. В 1986- 1988
гг. на нем установлено 27 мировых рекордов скороподъемности и высоты
горизонтального полета.
|
Тактико-технические характеристики : | |
Год
принятия на вооружение Длина крыла, м Длина самолета, м Высота самолета, м Площадь крыла, м2 Угол стреловидности крыла, град Масса, кг - пустого самолета - нормальная взлетная - максимальная взлетная Масса топлива, кг - нормальная - максимльная Тип двигателя Максимальная тяга, кН - бесфорсажная - форсажная Максимальная скорость, км/ч: - у земли - на большой высоте Максимальная скороподъемность, м/мин Практический потолок, м Динамический потолок, М Практическая дальность, км - на высоте - у земли Максимальная скорость разворота, град/с - установившегося - неустановившегося Длина разбега, м Длина пробега, м - без тормозного парашюта - с тормозным парашютом Макс. эксплуатационная перегрузка Вооружение: |
-
1982 - 14,70 - 21,935 - 5,932 - 62.037 - 42 - 16300 - 22500 - 30000 - 5270 - 9400 - 2 ТРДД АЛ-31Ф. - 2 х 74,53 - 2 х 122,58 - 1380 - 2500 (М=2,35). - 18000 - 18500 - 24000 - 3680 - 1370 - 17 - 23 - 450 - 620 - 700 - 9. Автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр/мин, 150 патронов). Боевая нагрузка - 6000 кг на 10 узлах подвески: Может устанавливаться: до 6 УР класса "воздух-воздух" средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭТЕ и Р-27ЭРЕ, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН. На СУ-27ИБ могут устанавливаться две противолокационные ракеты Х-31, УР класса "воздух-поверхность" Х-29Т с телевизионным и Х-29Л с лазерным наведением (управление УР Х-29 может осуществляться при помощи нашлемной системы). Также могут устанавливаться бомбы КАБ-150 и УАБ-500 с лазерным, телевизионным или ИК наведением. до 38 свободнопадающих бомб ФАБ-100; до 16 ФАБ-250 или ФАБ-500М54; до 10 ФАБ-500М62, ЗБ-500Ш или БЕТАБ-500Ш. до 6 блоков НАР Б-8М (НАР С-8), Б-13МТ (НАР С-13) или НАР С-25. до 5 контейнеров малогабаритных грузов КМГ-У |