CУ-24
В 1972г. на вооружение ВВС СССР был принят новый фронтовой
бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Машина, разработанная в ОКБ П. О.
Сухого, получила индекс СУ-24. На западе он стал известен под названием
“Грузовик с бомбами”.
СУ-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых
и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе на малых
высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и
автоматического управления. На СУ-24 применили специальную аппаратуру,
позволяющую ему производить полет с сгибанием рельефа местности на высоте 200
метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такого полета значительно повысила
выживаемость самолета в бою.
СУ-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен
по классической схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой
геометрии. Крыло самолета имеет мощную механизацию, включающую предкрылки,
выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы.
Шасси самолета трехстоечное с двухскатными колесами. Конструкция
шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с
грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на СУ-24 применена кабина с
поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков “плечом к плечу” позволило
значительно снизить утомляемость в длительном полете и улучшить взаимодействие.
Кабина оснащена катапультируемыми креслами класса 0-0.
СУ-24 оборудован современным электронным оборудование, включающим
в себя мощную БЦВМ. На самолете имеются средства РЭБ, состоящие из станции РЭБ,
системы выброса дипольных отражателей и тепловых ловушек.
СУ-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4
подфюзедяжных) . Два наружных крыльевых узла подвески независимо от угла
стреловидности крыла постоянно расположены параллельно фюзеляжу.
СУ-24 имеет встроенную 30-мм или 23-мм пушку (в зависимости от
модификации) расположенную на левом воздухозаборнике. На узлах подвески под
центропланом могут устанавливаться двухбалочные держатели.
Для уменьшения пробега СУ-24 оснащен тормозным парашютом. С 1985
г. на вооружение стала поступать модификация СУ-24МК, имеющая новое бортовое
электронное оборудование и систему дозаправки в воздухе.
В конце 80-х годов была создана новая модификация самолета в
варианте тактического разведчика. Самолет получил обозначение СУ-24МР. СУ-24МР
обеспечивает всепогодную комплексную воздушную разведку днем и ночью в широком
диапазоне высот и скоростей на глубину до 400 км а линией боевого
соприкосновения войск. Самолет оснащен бортовым комплексом разведки БКР-1. Он
состоит из средств инфракрасной, радиолокационной, телевизионной, лазерной,
общей радиотехнической и радиационной разведки. Кроме того, на самолете
установлена аппаратура для панорамной и перспективной фотосъемки. Управление
средствами разведки осуществляется как вручную, так и автоматически. Бортовой
навигационный комплекс обеспечивает полет по запрограммированному маршруту,
вывод самолета в район разведки, маловысотный полет с огибанием рельефа
местности. В носовой части самолета установлена РЛС бокового обзора “ШТЫК”, в
нижней части - панорамный аэрофотоаппарат АП-402М, в нижней части фюзеляжа,
сразу за кабиной - перспективный АФА-А-100, в нижней центральной части фюзеляжа
- ИК система обзора. На центральном подфюзеляжном узле подвешивается контейнер
с лазерной аппаратурой “ШПИЛЬ-М”, на правом внешнем подкрыльевом узле -
контейнер с аппаратурой радиационной разведки “ЭФИР-1М”.
СУ-24МР не имеет аналогов среди зарубежных фронтовых разведчиков
по комплексности получаемой информации. Например, в ВВС США самолет RF-4C,
составляющий основу тактической разведывательной авиации, не оснащен средствами
лазерной и радиационной разведки. На СУ-24МР собранная фотоинформация
обрабатывается прямо на борту и может передаваться на землю при помощи
специальных устройств. Остальная развединформация оперативно передается по
радиоканалам.
СУ-24 поставлялся в Ирак и ряд других стран. В ВВС России насчитывается около 800 СУ-24 различных модификаций, из них 35 машин в авиации ВМФ. В настоящее время СУ-24М планируется заменить на самолет аналогичного назначения СУ-27ИБ.