Работы по глубокой модернизации перехватчика МиГ-31,
начатые в 1984, привели к созданию МиГ-31М ("Improved Foxhound").
Первый полет опытного истребителя-перехватчика состоялся 21 декабря 1985
(экипаж - летчик-испытатель Б.А.Орлов и штурман-испытатель Л.С.Попов).
Построено 6 опытных самолетов.
Зимой 1992 МиГ-31М был продемонстрирован на показе руководителям стран СНГ
в Мачулищах (Белоруссия). Машина значительно отличается от своего
предшественника значительно усовершенствованными БРЛС и БРЭО, усиленным
вооружением и новыми, более мощными двигателями Д-30Ф-6М.
Крыло самолета имеет наплывы увеличенной площади, уменьшены
аэродинамические гребни на крыле, уменьшена корневая хорда килей, увеличен
корневой зализ килей, увеличены размеры гаргрота, в котором размещено
дополнительно 300 л топлива. Увеличен обтекатель тормозного парашюта,
перепроектировано шасси с носовым колесом. Переднее остекление кабины
летчика выполнено сплошным, для улучшения обзора при посадке угол наклона
вниз носовой части фюзеляжа увеличен на 7о, уменьшена площадь
остекления кабины оператора и слева перед фонарем установлена убирающаяся
штанга системы дозаправки в воздухе. Максимальная взлетная масса МиГ-31М
возросла до 52000 кг, скоростные и высотные характеристики практически не
изменились.
Новая более мощная БРЛС «Заслон-М», разработанная НИИП, с антенной шириной
1,4 м имеет почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км), что
позволило ввести в комплекс вооружения истребителя новые ракеты большой
дальности (Р-37). Она может осуществлять одновременное сопровождение до 24
целей и наведение УР на 6 различных целей. В кабине оператора МиГ-31М
установлено четыре прямоугольных экранных индикатора. На концах крыла
установлены контейнеры с оборудованием для радиоэлектронной разведки или
электронного противодействия. Вместо убирающегося теплопеленгатора на
самолете установлен оптиколокационный комплекс с ИК- и лазерным каналами
(его оптическая головка размещена перед козырьком кабины летчика). Системы
индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединены в
бортовой комплекс обороны.
Усилено вооружение - 6 УР большой дальности Р-33С или Р-37 (дальность пуска
-120 и 280 км соответственно), конформно подвешиваемых под фюзеляжем по две
в три ряда, а также 4 высокоманевренных УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ)
на подкрыльевых узлах подвески. В апреле 1994 были успешно проведены первые
в мире испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.
МиГ-31М не пошел в серию, но в настоящее время начата модернизация МиГ-31 в
многоцелевой МиГ-31БМ. При этом широко используются решения, испытанные на
МиГ-31М.
|