Легкий многофункциональный истребитель МиГ-29М
- глубокая модернизация МиГ-29. Неудивительно, что внешне эти машины очень
похожи. Но по существу МиГ-29М качественно новый боевой самолет. В полной
мере сохранив и развив качества своего предшественника боевого самолета для
завоевания господства в воздухе, МиГ-29М приобрел новое амплуа -
авиационного комплекса для эффективного поражения наземных и морских целей.
На истребителе предусмотрено применение практически всей номенклатуры
отечественных ракет класса <воздух поверхность>, включая и управляемые
ракеты с телевизионными и лазерными головками самонаведения, корректируемые
авиационные бомбы, другое высокоточное оружие. Кроме этого, в арсенале
МиГ-29М имеется 30-мм авиационная пушка с высокой точностью стрельбы,
неуправляемые реактивные снаряды калибра 80, 130 и 240 мм.
МиГ-29М имеет девять точек подвески вооружения. Бомбовая нагрузка на нем
увеличена до 4,5 тонны. Управление боевыми режимами и выбор оружия летчик
может производить не снимая рук с сектора газа и ручки управления.
Установленная на истребителе многоканальная импульсно-доплеровская РЛС
обеспечивает сопровождение до 10 целей и одновременный обстрел до четырех
целей, а также картографирование местности, <замораживание> изображения и
т.д.
По своим летно-техническим и боевым характеристикам наш истребитель
превосходит свои зарубежные аналоги, включая F-16C, F/A-18, <Мираж-2000>,
<Рафаль>, а также создаваемый сейчас <Еврофайтер>. Он также на полтора-два
года опережает их по циклу создания самолета.
Все, кто принимал участие в испытательных полетах , отмечали очень высокую
управляемость самолета. В конструкции самолета широко используются
композитные материалы, принципиально изменена система защиты двигателя от
попадания посторонних предметов. Это позволило, сохранив практически тот же
<сухой> вес, что и у МиГ-29, на 1500 литров увеличить запас топлива, что в
свою очередь дало существенную прибавку (более чем на 40 процентов) в
дальности действия истребителя.
Параллельно на базе МиГ-29М разрабатывался корабельный вариант истребителя
МиГ-29К. Но из-за отсутствия финансирования работы по этой программе в
настоящее время свернуты. МиГ-29М - новое содержание в старой форме
Внешне МиГ-29М практически ничем не отличается от серийного <двадцать
девятого>. Однако этот как раз тот случай, когда можно смело сказать <не
верь глазам своим>. По своим возможностям он многократно превосходит своего
предшественника. Однако присмотревшись можно заметить, что для улучшения
обзора на новом МиГе несколько изменена носовая часть фюзеляжа, а для
повышения маневренности увеличена площадь горизонтального оперения. С той же
целью изменена форма наплывов у передней кромки крыла. В результате
увеличились допустимые углы атаки. Новые экраны надежно защищает двигатели
от грязи и камней при взлете и посадке. При этом отказ от старой схемы
забора воздуха через закрывающиеся жалюзи в наплывах крыла, позволил
увеличить запас топлива на 1500 литров.
Для облегчения силовой конструкции планера конструкторы воспользовались
новыми алюминиево-литиевыми сплавами. Одновременно это позволило наладить
производство отдельных элементов конструкции с помощью роботов-автоматов. На
Миг-29М установлены боле мощные двигатели - РД-33К с тягой по 9400 кг на
форсаже против 8340 кг у <старых> РД-33Д. Система управления на МиГ-29,
также как и на Су-27, имеет четырехкратное резервирование. В состав
объединенной системы управления вооружением, не имевшей и раньше аналогов за
рубежом, введена новая бортовая РЛС С-29УМ <Жук> (концерна <Фазотрон>).
Гарантированная максимальная дальность обнаружения цели типа <истребитель>
превысила 100 км, количество одновременно сопровождаемых целей доведено до
10, а обстреливаемых - до 4. Теперь все цели надежно селектируются (даже
если они выдерживают плотный боевой порядок), а выбор приоритетных
автоматизирован. РЛС также способна картографировать местность со степенью
разрешения, которая превышает возможности БРЛС АRG-68 самолета F-16.
Повысилась и эффективность прицеливания по наземным целям в сложных
метеоусловиях. РЛС способна сопровождать до 10 целей на проходе,
обнаруживать и сопровождать цели на фоне земли, одновременно наводить до
четырех УР класса воздух - воздух, "замораживать" радиолокационное
изображение местности, работать в режиме картографирования местности с
синтезированной апертурой, а также в режимах ближнего воздушного боя,
определять координаты наземных целей, укрупнять масштаб выбранного
изображения участка местности, измерять собственную скорость самолета для
коррекции навигационной системы и введения поправки на ветер при применении
неуправляемого оружия, обеспечивать полет в режиме автоматического огибания
рельефа местности) . Усовершенствованная оптико-локационная станция состоит
из теплопеленгатора;
телекамеры для опознавания целей на большом удалении и коллимированного с
ними лазерного дальномера увеличенной мощности (система способна действовать
по воздушным и н~земным целям, обеспечивая автоматическую подсветку наземных
целей при применении оружия с лазерной системой наведения, обнаруживать
лазерное пятно на подсвеченной другими источниками цели, визуальное
распознавание воздушных целей на больших дальностях, следить за наземными
целями в корреляционном режиме); облегченного нашлемного прицела, ИНС,
усовершенствованного ИЛС.
Кабинное оборудование включает два многофункциональных большеформатных
монохромных индикатора (в дальнейшем предполагается замена цветными
индикаторами). Система РЭП "Гардения-1". На верхней поверхности фюзеляжа
установлено 120 патронов с ИК ложными целями (в отличие от МиГ-29 не
выступают за обводы планера). Самолет оборудован защищенной линией передачи
данных, обеспечивающей взаимодействие с наземными автоматизированными
системами управления. Аналоговая ЭДСУ с четырехкратным резервированием по
продольной оси и трехкратным - по поперечной.
Оптико-локационная станция помимо ИК-канала и лазерного дальномера имеет
телевизионный канал и возможность лазерного подсвета и целеуказания.
Применение в инфракрасной системе датчиков повышенной чувствительности также
увеличило дальность обнаружения целей с ее помощью вдвое. Телевизионный
канал используется для автоматизации процесса наведения оружия с лазерными и
телевизионными системами при нанесении ударов по наземным целям.
Совершеннее стало и информационное обеспечение пилотов. В кабине теперь три
многофункциональных экрана, на которых полнее и нагляднее отображается вся
боевая обстановка. А для управления летчику не нужно убирать руки с рычага
управления двигателем и ручки управления машиной. На них расположены и все
необходимые переключатели.
Если сравнивать базовый МиГ-29 с американским многоцелевым истребителем
F/A-18 Hornet, то последний уступает ему по тяговооруженности примерно в
полтора, а допустимой перегрузке в 1,2 раза. В результате боевая
эффективность Hornet в ближнем маневренном воздушном бою - в 1,2-1,3 раза
ниже, чем у российского самолета. Другой американский истребитель F-16
Fighting Falcon на больших дозвуковых скоростях уступает МиГ-29 по
тяговооруженности в 1,42 раза. При этом его максимальная угловая скорость
разворота составляет 21,5 град/с (модернизированного F-16C) против 23,5
град/с у МиГ-29. И это для базового МиГ-29, который сам уступает по
эффективности МиГ-29М в полтора раза! А применение технологии
и модернизация бортового оборудования сделает МиГ-29М2 машиной XXI
века с непревзойденными возможностями.
Боевой потенциал Миг-29М, по сравнению с прототипом, возрос
многократно. Хотя, надо признать, с воздушным противником <двадцать девятый>
отлично справлялся и раньше. Хуже обстояло дело с наземными и морскими
целями. Миг-29М превосходит своего предшественника в этом компоненте боевой
работы в пять раз. Для этого микояновцы расширили номенклатура и мощность
применяемого на самолете вооружения. На его 8 подкрыльевых пилонах теперь
можно разместить любые ракеты класса <Воздух-Воздух> или <Воздух-Земля>,
которые только используется в авиации на аналогичных машинах. Однако боевой
потенциал машины вырос не только по этой причине. Традиционное вооружение,
установленное на МиГ-29М, получило и новое качество благодаря оригинальному
комплексу управления им. В результате на этом <миге> летчик может уничтожать
не только любые воздушные, но и все типы наземных целей - от РЛС до
одиночных кораблей, танков и т.п. В состав комплекса управления оружием
входит новейшая нашлемная система целеуказания. Возможности бортовых
компьютеров, непосредственно управляющих огнем, возросли в 4 раза и по
объему памяти, и по быстродействию. Траектория полета ракеты средней
дальности Р-27Р (Alamo-А) может корректироваться бортовой РЛС истребителя.
Поэтому вероятность поражения ими маневрирующей цели выше, чем у
американского аналога AIM-7
. Усовершенствованные варианты ракеты Р-27ЭР (Alamo-C) и Р-27ЭТ
(Alamo-D) обладают более мощным двигателем и позволяют летчику на МиГ-29М
первым поражать противника в дуэльной ситуации за счет более высокой средней
скорости ракет и ведения огня на дистанциях, превышающих дальность пуска
обычных ракет среднего класса. Ракета малой дальности Р-73 (Archer) с
инфракрасной головкой самонаведения обладает большей маневренностью по
сравнению с американским аналогом AIM-9L
. Если у американской ракеты углы целеуказания не превышают 28
град, а углы сопровождения в свободном полете 45 град, то у российской Р-73
45 и 75 градусов соответственно. К тому же у них лучшая помехозащищенность.
Достаточно сказать, что с помощью Р-73 летчик на МиГ-29 без проблем
уничтожает воздушную цель в задней полусферу при полном отсутствии ее
визуальной видимости. Сохранена на истребителе и встроенная 30-мм пушка
ГШ-30Л с боекомплектом в 150 снарядов. Эта мощная артиллерийская установка
зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Многочисленные испытания
доказали, что один ее залп из 3-6 снарядов достаточен для гарантированного
поражения любой воздушной цели. Исключительная точность попадания
достигается за счет применения бортового вычислительного комплекса, который
автоматически выбирает угол упреждения, а также комплексным использованием в
системе управления огнем трех независимых информационных каналов -
радиолокационного, лазерного и инфракрасного. Например, при стрельбе по
наземным целям с дистанции 1500 м половина выпущенных пушечных снарядов
ложатся в круг диаметром 9 м, а неуправляемые реактивные снаряды - 10,5м.
Суммарная ракетно-бомбовая нагрузка модернизированного истребителя достигает
4,5 т. При необходимости на подкрыльевых пилонах и центральной подфюзеляжной
точке подвески можно разместить три дополнительных топливных бака. Активная
система радиопротиводействия на МиГ-29М дополнена новой станцией
предупреждения об облучении радарами противника. Получив от нее сигнал,
пилот может либо уничтожить источник излучения огнем, либо совершить маневр
для выхода из зоны облучения. В гагроте истребителя расположены более
эффективные блоки пиропатронов с дипольными отражателями.
|