Тактико-технические характеристики (УР-100 / УР-100К) | |
Максимальная дальность стрельбы, км | 12000 / 10000 |
Стартовая масса, т | 42,3 / 50,1 |
Масса полезной нагрузки, кг | 750 / 1208 |
Масса топлива, т | - / 45,3 |
Длина ракеты, м | 16,7 / 19,0 |
Диаметр ракеты, м | 2,0 / 2,0 |
Тип головной части | моноблочная, ядерная |
Первой
поступившей на оснащение РВСН МБР второго поколения стала ракета УР-100,
разработанная под руководством академика В.Н. Челомея. Задание на разработку
«легкой» ампулизированной ракеты, пригодной для крупносерийной постройки, было
выдано постановлением Правительства от 30 марта 1963 года. Кроме головного
ОКБ-52 привлекалось значительное число смежных организаций, что позволило
отработать все системы создаваемого ракетного комплекса в короткие сроки. Весной
1965 года на полигоне Байконур начались летные испытания ракеты. 19 апреля
состоялся пуск с наземной пусковой установки, а 17 июля — первый пуск из шахты.
Первая серия испытаний показала недоведенность двигательной установки и системы
управления. Однако устранение этих недостатков много времени не заняло. 27
октября 1966 года всю программу испытаний удалось успешно завершить. 24 ноября
этого же года БРК с ракетой УР-100 был принят на вооружение РВСН. В этот день
три первых ракетных полка были развернуты в Красноярске, Бершети и Дровяной.
УР-100 была выполнена по схеме «тандем» с последовательным разделением
ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из первой
и второй ступеней и головной части. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с
помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке первой
ступени.
Первая ступень включала в себя корпус, маршевую двигательную
установку, пневмогидравлическую систему, систему опорожнения баков и приборы
системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял из трех
отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек представлял собой
неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака горючего, которые
разделялись общим совмещенным двойным днищем. Двигательная установка первой
ступени, размещенная в хвостовом отсеке, состояла из четырех маршевых ЖРД с
поворотными камерами сгорания, выполненных по замкнутой схеме с дожиганием
генераторного газа в камерах сгорания. Двигатели имели высокий удельный импульс
тяги, что позволило ограничить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на
земле составила 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся
в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.
Вторая ступень по конструкции аналогична первой, но меньших размеров.
Ее корпус состоял из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней
устанавливали маршевый однокамерный ЖРД и четырехкамерный рулевой ракетный
двигатель. Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно. В
качестве компонентов топлива применялись самовоспламеняющиеся при взаимном
контакте азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин.
Все топливные баки имели наддув. Перед стартом они наддувались сжатым
азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в
полете — продуктами газогенерации.
На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления,
обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии
с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала
автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и
периодический контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным
комплексом. В ее состав входили устройства установленные как в приборном отсеке,
так и размещенные на пусковой установке. КВО при стрельбе составило 1400 м.
В качестве боевого оснащения использовалась моноблочная головная часть
с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Большим достоинством было то, что ракета
ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном
транспортно-пусковом контейнере, в котором она транспортировалась, хранилась в
шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в постоянной
готовности к пуску и из которого она стартовала. Применение мембранных клапанов,
отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двигателей,
позволило держать ракету постоянно заправленной в течение многих лет.
Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного
комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по
командам с командного пункта полка. Все его 10 ШПУ были разнесены на дальность,
обеспечивавшую непоражение одним ядерным зарядом противника двух соседних
стартовых позиций (так называемые «ОС» — «отдельные старты»). Для своего времени
БРК с МБР УР-100 был лучшим по своим боевым и эксплуатационным характеристикам в
своем классе жидкостных ракет и что самое главное — пригодным для массового
развертывания. К концу 1971 года было поставлено на боевое дежурство 940 ШПУ с
ракетами этого типа.