Межконтинентальная баллистическая ракета МР-УР-100
Данная ракета <легкого> класса проектировалась в КБ В.Ф. Уткина, заменившего М.К. Янгеля, с учетом возможности размещения в старых шахтах межконтинентальных ракет УР-1000 с моноблочной ГЧ, снимаемых с вооружения, что позволяло получить экономию денежных средств. Но в тоже время по техническим условиям ШПУ требовалось модернизировать. Ограничения по геометрическим размерам и срокам разработки наложили свой отпечаток на конечный результат. Часть первоначальных проектных решений так и остались не реализованными.
Летные испытания ракеты проводились на полигоне Байконур. Первый пуск состоялся 26 декабря 1972 года. Программу испытаний удалось завершить в установленные сроки, но вопрос о принятии на вооружение нового ракетного комплекса с МБР МР-УР-100 <повис> в воздухе. Дело в том, что практически параллельно велись испытания заметно превосходившего его по боевым и эксплуатационным характеристикам ракетного комплекса с МБР такого же класса УР-100Н. Руководство РВСН полагало нецелесообразным принимать на вооружение две ракеты одного класса, справедливо считая это лишней тратой денег. Однако руководство промышленности смогло добиться у первых лиц государства нужного для себя решения о постановке на боевое дежурство сразу двух ракетных комплексов.
Ракета МР УР-100 выполнена двухступенчатой по схеме <тандем>, с двигателями на жидком топливе. Ступени соединялись между собой посредством соединительного отсека, конструктивно входившего в состав корпуса первой ступени. Топливный отсек первой ступени включал в себя верхнюю емкость для окислителя и нижнюю - для окислителя, разделенные общим сферическим днищем.
Двигательная установка первой ступени состояла из маршевого однокамерного и рулевого четырехкамерного ракетных двигателей. Маршевый ЖРД с турбонасосной подачей топлива, выполненный по замкнутой схеме, закреплялся неподвижно. Рулевой двигатель выполнен по открытой схеме с одним общим турбонасосным агрегатом
На второй ступени устанавливался неподвижно закрепленный на корпусе однокамерный ЖРД, выполненный по замкнутой схеме. В его конструкции был воплощен ряд оригинальных конструктивных новинок, что позволило получить рекордную величину импульса тяги (3300 м/с в пустоте) для ЖРД такого класса. Управляющие усилия по тангажу и рысканию при работе двигателя этой ступени создавались посредством вдува газа в закритическую часть сопла, а по крену - четырьмя небольшими соплами, питавшимися газом, который вырабатывался в газогенераторе турбонасосного агрегата двигателя.
К корпусу второй ступени с помощью разрывных болтов крепилась разделяющаяся
головная часть типа
Инерциальная система управления с бортовым цифровым вычислительным комплексом, обеспечивала управление всеми системами ракеты в процессе боевого дежурства, предстартовой подготовки и в полете до момента отделения головной части от ускорителя. Заложенные алгоритмы функционирования СУ позволили обеспечить КВО точек падения боевых блоков в пределах 500 м.
Ракеты размещались в шахтных пусковых установках типа <ОС>. Чтобы вписать изделие в габариты внутреннего объема шахты и транспортно-пускового контейнера, конструкторам пришлось применить складываемый носовой обтекатель головной части ракеты, который приводился в рабочее положение после выхода МБР из защитного сооружения. Старт ракеты (был реализован принцип <минометного> пуска с использованием энергии порохового аккумулятора давления) осуществлялся дистанционно после получения соответствующей команды.
Через несколько лет после начала развертывания первых ракет этого типа начались работы по повышению защищенности ШПУ, что было вызвано возрастанием точности стрельбы американских межконтинентальных ракет. В результате, экономия финансовых средств, о которой говорили представители промышленности, в ходе постановки на боевое дежурство ракетных полков с этим комплексом обернулась еще большими расходами.
Очень скоро конструкторы приступили к модернизации ракеты (получила обозначение МР УР-100У) с целью повышения ее боевых характеристик. 25 октября 1977 года состоялся первый пуск МР УР-100У. Испытания проводились на полигоне Байконур до 15 декабря 1979 года. Спустя год новый комплекс с модернизированной ракетой был принят на вооружение РВСН.
Новая ракета отличалась от предшественницы более совершенной системой управления и доработанной РГЧ. Повысилась надежность многих систем и защищенность всего БРК. С 1979 года началась замена части ракет МР УР-100, в развернутых ракетных полках, на МР УР-100У. Во второй половине 80-х годов, после анализа перспектив развития вооружений РВСН на период до 2000 года, было принято решение о постепенном выводе из боевого состава ракет этого семейства. К моменту подписания Договора СНВ-1 на боевом дежурстве их осталось всего 47 единиц, а в 1995 году последн