Проект 941 «Акула»
В начале 70-х годов в США (как
писали западные СМИ, в ответ на создание в СССР комплекса
Delta) началась реализация
крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание
новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км)
дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и
обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением
18.700 т обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски
на глубине 15-30 м. По своей боевой эффективности новая американская
система оружия должна была значительно превзойти отечественную систему
667БДР/Д-9Р, находившуся в то время в серийном производстве.
Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа»
на очередной американский вызов.
Тактико-техническое задание на
тяжелый атомный подводный ракетный крейсер проект
941, шифр «Акула» (по классификации НАТО-Typhoon) было
выдано в декабре 1972 г. 19 декабря 1973 г. правительство приняло
постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и
строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин»,
возглавляемым генеральным конструктором И.Д. Спасским, под непосредственным
руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ был
В.Н.Левашов. Однако с учетом того, что в составе ВМФ СССР уже имелось 43 ПЛАРБ с
МБР, создание новой стратегической ядерной системы морских МБР, как кажется
сегодня, было явным излишеством.
Бесспорные эксплуатационные
преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской
баллистической ракетой (комплекс Д-11) на твердом топливе, а также американский
опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда
относились с большим уважением) обусловили категорическое требование
заказчика оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными
ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время
предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить
состав корабельного оборудования, отказавшись от ряда систем - газоанализа
атмосферы, заполнения кольцевого зазора водой, орошения, слива окислителя и
т.п.
Предварительная разработка
нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных
лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора
В.П. Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РК Д-19 с ракетами
Р-39 были развернуты в сентябре 1973 г., практически одновременно с
началом работ над новой ПЛАРБ. При создании этого комплекса впервые была
предпринята попытка унификации ракет подводного и наземного
базирования: Р-39 и тяжелая МБР РТ-23 (разрабатываемая в КБ «Южное») получили
единый двигатель первой ступени.
Уровень отечественных
технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую
межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам
предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также
массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования,
увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4
раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных
решений.
ПЛАРБ пр.941
оснащена пусковым ракетным комплексом Д-19 и несет 20 межконтинентальных
трёхступенчатых твердотопливных ракет РСМ-52 (Р-39), разработки КБ Макеева. Два
ряда пусковых ракетных шахт расположены перед надстройкой между прочными
корпусами. Каждая ракета несёт разделяющуюся боевую часть с 10-ю боеголовками
индивидуального наведения мощностью 100 килотонн каждая. Их наведение
осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной
астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Дальность пуска - 8,300 (по др.
данным - до 10000) км вероятное отклонение - 500 м. Масса ракеты - 84 000 кг.
Натовское обозначение ракеты SS-N-20 Sturgeon ("осетр"). При проектировании на
ПЛ предусматривалось размещение боекомплекта в 24 ракеты, однако
Главнокомандующий ВМФ, адмирал Советского Союза С.Г. Горшков решил ограничится
20 ракетами.
Летные испытания ракеты Р-39
проводились на опытовой дизель-электрической подводной лодке
К-153, переоборудованной в 1976 году по
проекту
619
(она была снабжена одной шахтой). В 1984 году, после серии интенсивных
испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на
вооружение ВМФ.
Старт всего боекомплекта
осуществляется одним залпом, с минимальными интервалами между пусками
ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по
погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения.
Для минимизации габаритов ракеты двигатели второй и третьей ступеней
имеют выдвижные сопловые насадки. Для комплекса Д-19 создана оригинальная
стартовая система с размещением практически всех элементов пусковой
установки на самой ракете. В шахте Р-39 находится в подвешенном состоянии,
опираясь специальной амортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) на
опорное кольцо, расположенное в верхней части шахты. Пуск выполняется из
«сухой» шахты с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). В
момент старта специальные пороховые заряды создают вокруг ракеты
газовую каверну, значительно уменьшающую гидродинамические нагрузки на
подводном участке движения. После выхода из воды АРСС отделяется от ракеты при
помощи специального двигателя и уводится в сторону на безопасное расстояние
от подводной лодки.
По конструкции это многокорпусная подводная лодка.
Внутри легкого корпуса покрытого противогидроакустическим покрытием находится 5
прочных обитаемых корпусов, 2 из которых, главные, расположенные параллельно
друг другу симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр
- 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана.
Перед рубкой корабля, между главными корпусами размещены
в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху,
находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение ТА, устройства быстрого
заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в
корпус.
Вооружение состоит из шести 533-мм торпедных аппаратов с
устройством быстрого заряжания, В качестве боеприпасов могут применяться
практически все типы торпед и ракето-торпед данного калибра. Боекомплект состоит
из более чем 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР "Водопад" и ракето-торпед
Шквал. Также ТА могут применяться для постановки мин. Кроме того, для защиты в
надводном положении от низколетящих целей имеются 2 контейнера для хранения ПЗРК
Игла (один располагался в кормовой части ограждения выдвижных устройств, а
второй в надстройке за носовым аварийным буем). В зарубежной печати
сообщалось о разработке для подводных лодок
941-го проекта, а также ПЛАРБ нового
поколения, зенитного ракетного комплекса самообороны, способного
применяться из подводного положения.
Внизу, под торпедным отсеком, находится антенна ГАК.
Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением
выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков - ГКП
и отсек радиотехнического вооружения. В корме, между главными корпусами,
расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус.
Всего на ПЛАРБ - 19 отсеков. Такое оригинальное "катамаранное" конструктивное
решение продиктовано, в основном, невозможностью "вписать" в прочный корпус
ракетные шахты, поскольку размеры БР перешагнули все мыслимые пределы.
Достаточно сказать, что их стартовый вес составил более 9О т. Отсек центрального
поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы
корабля.
Главная энергетическая установка лодки состоит из двух
эшелонов - по одному в каждом главном корпусе. В каждый эшелон входит
водо-водяной реактор на тепловых нейтронах ОК-650 (аналогичный устанавливаемым
на атомных ледоколах типа "Сибирь") и "турбозубчатый" агрегат мощностью 45000
л.с. На борту лодки установлено четыре турбогенератора по 3200 кВт и два
дизель-генератора ДГ-750. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего
оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более
эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля. АЭУ оснащается
системой безбатарейного расхолаживания (ББР), которая автоматически приводиться
в действие при исчезновении электропитания. На компенсирующие органы установлен
механизм самохода, который при исчезновении электропитания обеспечивает
опускание решеток на нижние концевики, что обеспечивает полное глушение
реактора. Импульсная аппаратура позволяет контролировать состояние реактора при
любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом
состоянии.
У корабля развитое кормовое
оперение, причем горизонтальные рули размещены непосредственно за винтами. Два
малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в
кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеется два
электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые подключаются к
линии главного вала посредством муфт. АПЛ оснащена подруливающим устройством в
виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях).
Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями
мощностью по 750 кВт.
При создании нового корабля была поставлена задача
расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных
широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения.
Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во
льдах (лодка способна проламывать лёд толщиной более 2.5 м), носовые
горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в
корпус. Для обеспечения захода корабля в базы СФ имеются специальные балластные
цистерны, позволяющие кораблю всплывать выше крейсерской ватерлинии. По обоим
бортам в основании рубки смонтированы две всплывающие спасательные
камеры.
Подводная лодка (подводный линкор наших дней) оснащена
новым навигационным комплексом Симфония, боевой информационно-управляющей
системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 Арфа-М, эхоледомером
МГ-518 Север-М, радиолокационным комплексом МРКП-58, телевизионным комплексом
МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи Молния с системой спутниковой
связи Цунами.
Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-КС»
(«Скат-2М»), включающий в себя четыре гидролокационные станции, способен
обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями. Выдвижные
устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа
(командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы
связи и навигации, пеленгатор. Лодка оборудована двумя всплывающими антеннами
буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы
спутниковой навигации, на глубинах до 150 м и подо льдом.
При создании подводной лодки проекта
941 огромное внимание было уделено
снижению её гидроакустического шума. Корабль получил двухкаскадную систему
резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка
механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и
противогидролокационные покрытия.
Благодаря этому РПКСН пр.
941 по сравнению со своими
предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных ПЛАРБ -
РПКСН.
Как это уже установилось, комфортное размещения экипажа
- офицеры размещены в двух и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами
и кондиционерами, матросы - в маломестных кубриках. Имеется спортивный зал,
бассейн, солярий, сауна, живой уголок и т.д..
Новизна разработки, сжатые сроки
создания, традиционное пренебрежение вопросам развития стационарной системы
базирования в ВМФ СССР (требование получения минимальной осадки в надводном
положении для захода в существующие базы, вместо строительства новых, как это
делали в США для ПЛАРБ "Огайо", привело к необходимости иметь огромный запас
плавучести) и громадная масса новых МБР (почти в 2.5 раза больше чем РСМ-50)
привело поистине к фантастическим решениям, что в конечном итоге дало громадное
водоизмещение превосходящее все разумные пределы. Достаточно сказать, что полное
подводное водоизмещение "Акулы" - около 50000 т превосходит таковое у авианосца
"Адмирал Горшков" Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода,
из-за чего "лодку" саркастически окрестили "водовозом". Это цена, до конца не
продуманного для отечественного флота, перехода в МБР от жидкого топлива к
твердому. В результате "Акула" стала самой большой подводной лодкой в мире
(занесена а книгу рекордов Гиннесса). Для постройки этих кораблей на СМП
(Северном машиностроительном предприятии) был специально построен новый цех -
самый большой крытый эллинг в мире.
От планируемой программы
строительства большой серии ПЛ было решено отказаться. Принятие этого
решения сопровождалось острыми дискуссиями: промышленность,
разработчики лодки и часть представителей ВМФ выступали за продолжение
программы, в то время как Главный штаб ВМФ и Генеральный штаб ВС
выступали за прекращение строительства. Главная причина заключалась в
сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей,
вооруженных не менее «внушительными» ракетами. В большинство
существующих пунктов базирования «Акулы» просто не могли войти из-за их
стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех
этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они
подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была
осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в
своем роде инженерным сооружением.
Головная ПЛАРБ пр.941
ТК-208 была заложена на СМП в 1976 году
и вступила в строй в конце 1981 года, практически одновременно с ПЛАРБ ВМС США
"Огайо". Первым ТАПКР командовал капитан 1 ранга А.В. Ольховников, удостоенный
за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза.
Всего было заложено 6 ПЛАРБ пр.941, а планируемый к постройке
последний - ТК-210 из-за договора по
ОСВ, не закладывался, а уже подготовленные конструкции был разобраны.
Одновременно со строительством ПЛАРБ пр.941 было развернуто строительство
системы специального плавучего тылового обеспечения. Все шесть ТАПРК были
сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок.
Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой
базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в
1977 году и заняла четыре года. За это время была построена
специальная причальная линия, изготовлены и доставлены
специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить
ТАПКР всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических
причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных
подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения
был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав
вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа
грузоподъемностью 125 т. (в строй введен не был).
В Западной Лице расположен и
береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок
941-го проекта. Специально для
обеспечения «плавучего тыла» лодок
941-го проекта в Ленинграде на
Адмиралтейском заводе в 1986 году был построен морской
транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» (проект 11570) полным водоизмещением
11.440 т, имеющий 16 контейнеров для ракет Р-39 и снабженный 125-тонным
краном.
Однако уникальную береговую
инфраструктуру, обеспечивающую обслуживание кораблей
941-го проекта, удалось создать лишь на
Северном флоте (но в итоге ни одной ракеты по железной дороге к Нерпичьей так и
не подвезли, так как построенная ветка имела повороты очень крутые и платформа с
ракетой не проезжала, а кран который находился в Нерпичьей так и ни разу не
загрузил ни одной ракеты). На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программа
дальнейшего строительства «Акул» была свернута, ничего подобного
соорудить так и не успели.
Усовершенствованный вариант Р-39, по
своим основным характеристикам не уступающий американской ракете
«Трайдент»D-5, был принят на вооружение в 1989
году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета
обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также
повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной
системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ
позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного
базирования.
ПЛ пр.
941 предусматривалось переоснастить
новым пусковым ракетным комплексом вместо Д-19 и новыми баллистическими ракетами
Р-39М (РСМ-52В, "Гром", "Барк"?, по натовской классификации - SS-N-28), которые
ещё предстояло разработать. В 1992 году головной корабль -
ТК-208 был поставлен на капитальный
ремонт в ходе которого предполагалось произвести и запланированную ранее замену
ракет (в некоторых источниках упоминается как проект
941У). Однако разработка задерживалась
из-за финансовых и технических проблем. В ноябре 1998г. испытание прототипа
ракеты закончилось неудачей, что повлекло за собой приостановку проекта. Такое
развитие событий поставило в неопределённое положение судьбу
ТК-208 (вошел в строй, но без основного
вооружения) и остальных лодок серии. В то же время финансовые трудности в
государстве, приведшие к хроническому недофинансированию флота, оказали влияние
и на корабли пр. 941 - в СМИ
периодически появлялась информация о трудностях с их обеспечением, планах по
выведению этих кораблей из состава флота и дальнейшей утилизации, причём
сообщения носили очень противоречивый и взаимоисключающий характер. В 1996 г.
из-за нехватки средств были выведены из боевого состава
ТК-12 и
ТК-202, в 1997 г. -
ТК-13.
В дальнейшем возможно
переоборудование части атомоходов
941-го проекта в
транспортные
атомные подводные лодки (ТАПЛ), предназначенные для перевозок
грузов по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам,
кратчайшим путем связывающим Европу, Северную Америку и страны АТР.
Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен
принимать до 10.000 т груза.
Наименование
корабля |
Заводской
номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления
в строй | ||||
СЕВЕРОДВИНСК:
Северное машиностроительное предприятие (№ 402) (6+1) | ||||||
1 |
711 |
30.06.76 |
27.09.79
(23.09.79) |
29.12.81
(12.12.81) |
Пер. в
«Дмитрий
Донской»
Мод. по пр. 941У | |
2 |
712 |
22.04.78
(01.10.80) |
23.09.82
(26.04.82) |
28.12.83 |
| |
3 |
713 |
19.04.80
(27.09.82) |
17.12.83
(01.84?) |
26.12.84
(11.84?) |
2001 пер. в «Симбирск» | |
4 |
724 |
23.02.82
(05.01.84) |
30.04.85 |
26.12.85
(30.12.85) |
| |
5 |
725 |
09.08.83
(24.02.85) |
12.12.86
(08.86?) |
15.12.87
(06.11.87) |
Пер. в «Архангельск» | |
6 |
727 |
27.08.85
(06.01.86) |
11.04.89
(07.88?) |
19.12.89
(09.89?) |
Пер.
в «Северсталь» | |
7 |
ТК-210 |
728 |
- |
- |
- |
Готовились
корпусные конструкции, не закладывалась.
Разобраны в
1990г. |
Водоизмещение, т:
Длина наибольшая,
м. 170,0 (172,6 ТК-17, 173,1 ТК-20)Ширина корпуса наибольшая, м. 23,3
Осадка средняя, м. 11,0
Архитектурно-конструктивный тип
двухкорпусный с несколькими прочными корпусамиГлубина погружения, м. 400
Автономность, сут. 120
Экипаж, чел. 168 (171 на ТК-17 и ТК-20) (179?)
Главные механизмы:
суммарная тепловая N
ЯР, МВт 380ПТУ:
Резервные источники энергии и средства движения:
количество х N
ГЭД на ЛВ, кВт 2 х 190Скорость хода наибольшая, уз:
Вооружение:
Основное ракетное:
Торпедное:
Радиоэлектронное: