Проект 644
Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых ракет велись параллельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем. Причем бюро возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предполагалось переоборудовать большие ДПЛ пр.611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя должны были использоваться торпедные ДПЛ пр.613. Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественно стратегической КР (СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км.
Испытания СКР П-5 проводились на опытовой ПЛ пр.613 С-146 и были завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР было шесть ПЛ пр.644 переоборудованных из пр.613. Это были первые отечественные ПЛ с крылатыми ракетами. В соответствии с проектом разработанным ЦКБ-18 (рабочие чертежи выпущены горьковским ЦКБ-112, ныне ОАО "Лазурит") переоборудование ПЛ пр.613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. КР комплекса П-5 размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе надстройки за ограждением рубки, параллельно друг другу.
Малые размеры ПЛ пр.613 не позволили установит ракетные контейнеры в носовой части лодки. Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи навигационного комплекса "Север-Н-644" и астронавигационного перископа "Лира." Остальное РЭВ осталось таким же как на ПЛ пр.613. Помимо этого на лодке установили систему управления ракетной стрельбой "Север-А644У" и другое оборудование, системы и устройства обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном пространстве была установлена прочная аварийная балластная цистерна , обеспечивающая погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной ПЛ с одним затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были перенесены баллоны ВВД, а твердый балласт размещен в доковом киле. В результате модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение рубки и изменена надстройка.
ЭУ состояла из двух дизелей 37Д (каждый мощностью по 2000 л.с.), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (каждый мощностью 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (каждый мощностью 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцово-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой.
Вооружение состояло из двух СКР П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех носовых 533-мм ТА. Боезапас 4 торпеды (по другим данным 10). Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.
Поскольку КР хранились полностью готовыми к стрельбе в контейнерах поддерживался особый микроклимат. Стрельба осуществлялась из надводного положения ПЛ при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против движения. Стрельба залпом не предусматривалась.
При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих ПЛ возможна при волнении моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов.
Лодки проекта 644 в течении 60-х годов находились на боевой службе. СКР П-5 были присущи недостатки, в числе которых отмечалась низкая точность стрельбы. В усовершенствованной модификации П-5Д была применена радиолокационная доплеровская система измерения угла сноса и путевой скорости, а также установлены более точные гироскопы в автопилоте. Кроме того в бортовой системе управления был применен радиовысотомер позволивший ракете совершать полет на меньшей, чем ранее, высоте (до 250 м) и тем самым сделать ракету менее уязвимой для средств ПРО противника. Для испытаний СКР П-5Д была использована ПЛРК пр.644 "С-162" (заводской номер 603). Она была дооборудована до проекта 644Д на заводе "Красное Сормово" и на северодвинском заводе №402. Испытания проводились в конце 1961 года на Белом море. Они подтвердили повышенную, по сравнению с КР П-5 точность стрельбы. Усовершенствованная ракета П-5Д была рекомендована комиссией Госприемки к принятию на вооружение.
В начале 60-х годов была создана ракета комплекса П-7 с увеличенной дальностью стрельбы и повышенной точностью.
Итоговые испытания новой ракеты проводились в 1962-1964 в Белом море на ПЛ "С-158" (заводской номер 504) переоборудованной по проекту 644-7 на заводе "Красное Сормово". Причем предусматривалось возможность стрельбы КР двух типов П-5Д и П-7. Для этого были переделаны ракетные контейнеры, установлены унифицированные пульты предстартовой подготовки и новая система управления ракетной стрельбой. Потребовалось также перебалансировать ПЛ для возможности использования КР комплекса П-7 с большей массой, чем у ракеты П-5. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракеты П-5Д и П-7 в серийное производство не пошли.
Работы с ними были прекращены в 1965 году, а в 1966 году были сняты с вооружения ракеты комплекса П-5. ПЛРК пр.644 в 1969-1974 гг. были выведены из состава флота.
С середины 60-х годов задачи отечественных ПЛ по поражению наземных объектов были возложены на лодки с БР. К этому времени БР стали превосходить КР по дальности стрельбы и защищенности от средств ПРО, а их подводный старт обеспечивал ПЛ лучшую защиту от сил ПЛО. Но в конце 50-х - начале 60-х БР с надводным стартом и малой дальностью стрельбы не имели перед КР комплекса П-5 никаких преимуществ и создание лодок с КР продолжалось.
Основные ТТХ ПЛРК пр.644
Длина наибольшая |
76 м |
Ширина наибольшая |
6.6 м |
Осадка по КВЛ |
4.7 м |
Запас плавучести |
28% |
Водоизмещение подводное |
1430 т |
Водоизмещение надводное |
1160 т |
Глубина погружения рабочая |
170м |
Глубина погружения предельная |
ок 230 м |
Скорость полная надводная |
16 узл. |
Скорость полная подводная |
10 узл. |
Скорость подводная экономическая |
2 узл. |
Скорость подводная в режиме РДП |
6 узл. |
Дальность плавания (при скорости 6 узл.) с РДП |
5000 миль |
Дальность плавания подводная (при скорости 10 узл.) |
10 миль |
Дальность плавания подводная (при скорости 2 узл.) |
260 миль |
Экипаж |
55 чел. |
Автономность |
35 сут. |
Даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию ДПЛ пр.613 (переоборудованных в пр.644)
Наименование |
Заводской номер |
Дата закладки |
Дата спуска |
Дата ввода в строй |
С-80 |
801 |
13.05.50 |
21.10.50 |
02.12.51 |
С-44 |
803 |
21.10.50 |
19.05.51 |
31.12.55 |
С-46 |
805 |
27.03.51 |
09.08.51 |
30.12.52 |
С-158 |
504 |
31.12.52 |
16.05.53 |
31.12.53 |
С-162 |
603 |
25.03.53 |
08.07.53 |
28.04.54 |
С-69 |
407 |
15.01.52 |
16.11.52 |
10.04.53 |
ПЛ "С-69" построена в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе. Остальные в Горьком на заводе "Красное Сормово"