ПРОЕКТ 20380
Корабль представляет собой универсальный морской охотник — сторожевик. На корвете предусмотрена сложная техническая система, в которой скомпонованы комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты.
Есть сведения, что в проекте 20380 применили так называемую технологию "Стелс". На военных кораблях технологию "невидимости" уже опробовали французы, пять фрегатов типа Лафайет. Можно ожидать, что инженеры "Алмаза" используют российскую технологию. Сейчас это наиболее охраняемый секрет нового проекта.
Основным «ноу-хау», заложенным в проекте корвета, является разработанная институтом принципиально новая форма корпуса, эффективность применения которой подтвердили всесторонние модельные испытания.
Новая форма обводов подводной части корпуса позволяет снизить сопротивление воды движению корабля (а следовательно, и потребную мощность его главной энергетической установки) на скорости хода около 30 узлов приблизительно на 25%. Это дает возможность применить менее мощную, а значит и более легкую главную энергетическую установку. Поскольку затраты водоизмещения корабля наразмещение на нем любого груза включают, кроме собственной массы этого груза, также дополнительные массы по корпусным конструкциям, общекорабельным системам (в зависимости от занимаемого этим грузом объема помещений), снабжению, электрооборудованию и др., упомянутое выше снижение собственной массы главной энергоустановки для спроектированного корвета позволяет освободить 15-18% водоизмещения на увеличение боевой нагрузки (вооружения и боезапаса). При этом собственная масса по разделам нагрузки масс «вооружение» и «боезапасы» корвета (для их выбранного состава) увеличивается на 25-30%. Если же при проектировании корвета сохранять неизменными его "вооружение", «боезапасы» и «главную энергетическую установку», то за счет меньшего сопротивления движению корабля новой формы его обводов, можно на 1,5-2 узла увеличить скорость его полного хода.
Улучшенная мореходность нового корвета, по сравнению с мореходностью традиционных кораблей такого же водоизмещения, при одинаковых ограничениях по характеристикам продольной качки позволяет применять оружие при большем на 1.5-2 балла волнении моря, что особенно важно при базировании на корабле легкого пилотируемого вертолёта.
Варианты корвета XXI-1 и XXI-2. имеющие водоизмещение около 2000 тонн и ди-зельгазотурбинную энергетическую установку, вооружены 24 универсальными пусковыми модулями для противобереговых, противокорабельных и противолодочных ракет. В варианте XXI-1 применен ЗРК малой дальности стрельбы «Клинок», а в варианте XXI-2 - универсальный ЗРК большой дальности стрельбы «Риф-M». Варианты корвета XXI-3 и XXI-4 водоизмещением около 1500 тонн и 1000 тонн, соответственно, имеют дизельную энергетическую установку и вооружены двумя счетверенными пусковыми установками противокорабельных ракет «Уран», 100-мм одноствольной артустановкой А-190, одним ЗРК ближнего рубежа «Каштан» и двумя счетверенными торпедными аппаратами калибром 324 мм. Варианты корвета XXI-1, XXI-2 и XXI-3 обеспечивают базирование легкого вертолета массой до 6 тонн.
Впервые корабль водоизмещением около 2000 тонн в вариантах XXI-1 и XXI-2 оснащается высокоточным ударным ракетным оружием «Калибр-НКЭ» для поражения наземных целей на большой дальности.
Уникальный зенитный ракетный комплекс «Риф-M» на корабле варианта XXI-2 позволяет не только в полной мере реализовать возможности зональной обороны корабля и корабельного соединения, но и обеспечить противоракетную оборону территорий от одиночных баллистических ракет.
Для поражения надводных кораблей корветы по вариантам XXI-1 и XXI-2 оснащены комплексом сверхзвуковых ракет «Яхонт» с дальностью стрельбы до 350 км. Перехват этих ракет современными средствами ПВО практически невозможен, а мощность их боевой части позволяет уничтожить корабль среднего водоизмещения с одного попадания.
На всех вариантах корвета реализованы новейшие достижения по снижению уровней физических полей верхней и нижней полусфер, поэтому они полностью соответствуют классу «степс-кораблей». На корвете реализована полная архитектурная защита в сочетании со специальными покрытиями. Корабль имеет встроенное в корпус ракетное вооружение, моноблочную надстройку, выполненную из композитных конструкционных материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальную защиту отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, вносящих «наибольший вклад» в формирование соответствующих физических полей верхней полусферы. При этом обеспечивается снижение средней по кругу эффективной поверхности рассеивания (ЭПР) корабля примерно в 3 раза, за счет чего вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет (ПКР) снижается примерно с 0,5 до 0,1.
На кораблях всех вариантов предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в том числе по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и др.
Корпус корвета - из стали. Блок надстройки, а также выгородки и платформы корпуса - из полимерного композитного материала.
Главной энергоустановкой на кораблях вариантов XXI-1 и XXI-2 выбрана двух-вальная дизель-газотурбинная установка типа CODAG в составе дизеля 10Д-49 мощностью 5200 л.с. (4100 л.с. при совместной работе) и газовой турбины российского или зарубежного производства мощностью 27700-29000 л.с., в зависимости от выбранного типа турбины.
Для корветов водоизмещением около 1000 тонн и около 1500 тонн принята двух-вальная дизельная установка в составе двух дизелей (по одному на вал) российского или зарубежного производства мощностью 5000 или 10000 л.с., что обеспечивает скорость полного хода 23 или 29 уз, соответственно.
Cостав вооружения корвета варианта XXI-2 существенно превышает по боевому потенциалу состав вооружения корветов зарубежной постройки водоизмещением около 2000 тонн. Корабельная группировка из 2-3 таких кораблей по огневой мощи близка к крейсеру. Состав вооружения корабля варианта XXI-1 примерно соответствует таковому у эскадренных миноносцев или фрегатов.
Корветы водоизмещением около 1500 и 1000 тонн близки к аналогичным зарубежным кораблям, но за счет применения новой формы корпуса имеют, по сравнению с ними, гораздо лучшие ходовые и мореходные качества.
Стерегущий |
построен/спущен в 2004г. |
Длина:
100 м
Ширина: 13 м
Водоизмещение: 2000 тонн
Запас хода: 4000 миль
Скорость: 30 узлов
Орудия: 1 100 мм
Противо-корабельные комплексы: Яхонт
Зенитные установки: 2 Кортик ; 2 AK-630
Противолодочные комплексы: 1 Медведка-ВЭ
Пулеметы: 2 14,5 мм
Вертолеты: 1 Ка-27